рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Просперети" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), ГКУ Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по выполнению работ по реконструкции участка автомобильной дороги (22 ОП РЗ 22К-0079) Владимир-Муром-Арзамас со строительством путепровода на км 283+684 в Арзамасском районе Нижегородской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0832200006621001323) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостным показателям "Общее количество исполненных контрактов" (далее - Показатель N 1) и "Общая стоимость исполненных контрактов" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников" (далее - Критерий).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 12.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 13.10.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 04.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) источник финансирования - за счет бюджетных средств, КБК - 870040923БR153930414;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 1 471 713 630 рублей;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.10.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по Показателям N 1, N 2 Критерия, а именно в Конкурсной документации неправомерно установлены требования:
- о предоставлении участниками закупок для оценки контрактов, заключенных в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также исполненных без применения к исполнителям неустоек (штрафов, пеней);
- о предоставлении участниками закупок для оценки таких контрактов, договоров, минимальная цена которых составляет не менее 50% от НМЦК;
- о предоставлении участниками закупок для оценки вышеуказанных контрактов, договоров, имеющих статус в ЕИС "исполнение завершено" или "исполнение прекращено";
- порядок оценки заявок участников закупки не предусматривает возможность предоставления для оценки исполненные участником закупки гражданско-правовые договоры.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом пунктами 27(2) и 27(3) Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных показателей, используемых для оценки заявок участников закупки в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 17 информационной карты Конкурсной документации для оценки заявок участников закупки учитываются контракты (договоры), заключенные в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и Закона о закупках.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанное положение не противоречит требованиям Правил, а также Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Согласно подпунктам 2.1, 2.2 пункта 17 информационной карты Конкурсной документации по Показателям N 1, N 2 оценивается общее количество надлежащим образом исполненных участником закупки контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции линейного объекта капитального строительства федерального и/или регионального и/или межмуниципального и/или местного значения в рамках Закона о контрактной системе или Закона о закупках за последние 5 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в Конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 50% от НМЦК.
При этом под надлежащим образом исполненными участником закупки контрактами (договорами) Конкурсной документации понимается контракт (договор), находящийся в ЕИС в статусах "исполнение завершено" или "исполнение прекращено", исполненный без штрафных санкций, пеней и т.п., при этом в случае, если штрафы, пени уплачены в срок и общая их сумма не превышает 0,1% от цены исполненного контракта (договора), указанный контракт (договор) будет считаться надлежащим образом исполненным.
Вместе с тем установление в порядке оценки Конкурсной документации требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), а также отсутствие штрафных санкций к их исполнителям не соответствуют положениям пунктов 27(2), 27(3) Правил, приводит к ограничению количества участников в Конкурсе, имеющих исполненные контракты (договоры) с иной стоимостью.
Кроме того, отсутствие в ЕИС статуса "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" представленного в составе заявки контракта (договора) не отражает отсутствие надлежащего опыта у участника закупки, поскольку в силу требований соответствующих нормативных правовых актов обязанность указания актуальных сведений о завершении исполнения контракта (договора) возложена на заказчика, при этом наличие у участника закупки копии акта приемки работ является надлежащим доказательством наличия необходимого заказчику опыта.
Также Комиссией установлено, что согласно порядку оценки представляемые в заявке контракты (договоры), копии актов выполненных работ, а также копии разрешений на ввод объекта в эксплуатацию должны сопровождаться дополнительными соглашениями, копиями всех листов указанных документов с приложениями (при наличии).
Вместе с тем отсутствие всех приложений в составе заявки в отношении документов, представляемых для оценки заявки участника закупки, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Таким образом, вышеуказанный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3
Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 56.1 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 3 статьи 56.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, с учетом положений части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, заказчики могут проводить электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам, установленных для конкурса с ограниченным участием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Конкурсной документацией, проектной документацией объектом закупки является реконструкция участка автомобильной дороги (22 ОП РЗ 22К-0079) Владимир-Муром-Арзамас со строительством путепровода на км 283+684 в Арзамасском районе Нижегородской области.
В соответствии с проектной документацией, размещенной в ЕИС, реконструируемый объект в соответствии с постановлением губернатора Владимировской области от 04.12.2012 N 315 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области" является автомобильной дорогой регионального значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Таким образом, учитывая, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить реконструкцию путепровода, относящегося к искусственным дорожным сооружениям и включенного в состав дороги регионального значения, проведение открытого конкурса в электронной форме с учетом положений части 2 статьи 56.1, части 3 статьи 56.1 Закона о контрактной системе неправомерно.
Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченный органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Просперити" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 24, пункта 8 части 1 статьи 54.3
Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 13.10.2021 по делу N 28/06/105-974/2021 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2021 г. N 28/06/105-974/2021 (ключевые темы: участники закупок - конкурсная документация - критерии оценки - конкурс с ограниченным участием - объекты капитального строительства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2021