Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобуООО "ДиСи Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Аукционная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверного оборудования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100005121000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно не установившего в документации об Аукционе запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
2) неправомерно установившего характеристики товаров, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также не установившего в документации об Аукционе обоснование установления таких характеристик.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 028 926,50 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 16001063930490019242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.10.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установившего в документации об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Постановления N 616 указанный запрет не применяется в случае если заказчику необходимо обеспечить взаимодействие товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки.
Пунктом 6 Постановления N 616 установлено, что подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - Реестр), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 26.20.13.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка товара "Серверное оборудование", которому соответствует код ОКПД2 26.20.13.000 (далее - Оборудование).
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
При этом согласно пункту 9 информационной карты документации об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не применяется согласно подпункту "в" пункта 3 Постановления N 616 в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе оборудование, поставка которого является объектом Аукциона, должно быть совместимо и обеспечивать взаимодействие с используемыми Заказчиком системами, для которых оно приобретается.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в собственности у заказчика имеется система хранения данных HPE 3PAR8440 (далее - Система). При этом Оборудование должно иметь возможность прямого подключения к Системе, а именно через адаптер Fibre Channel 16gb (без использования коммутаторов Fibre Channel).
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что в Реестре содержится товар "Сервер BULAT BS-201 Исполнение АШНЕ.466539.019-01", имеющий код ОКПД2 26.20.15, с реестровым номером "1493\1\2021", производителем которого является ООО "Булат". Кроме того, согласно письму ООО "Булат" от 13.10.2021 N 682/21, направленному в ответ на письмо Заявителя, серверы Булат BS-201, BS-102 имеют возможность установки адаптеров Fibre Channel Qlogic QLE2692-CК, что в свою очередь обеспечивает прямое подключение к Системе, а именно через адаптер Fibre Channel 16gb (без использования коммутаторов Fibre Channel).
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил сведений, позволяющих однозначным образом подтвердить несовместимость серверов, содержащихся в Реестре, с Системой.
Кроме того, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлены характеристики, позволяющие определить параметры совместимости Оборудования с Системой.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N 616, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также не установлено в документации об Аукционе обоснование установления таких характеристик.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товара "серверное оборудование".
Вместе с тем на заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что совокупности установленных требований, указанных в техническом задании документации об Аукционе, товару, поставка которого осуществляется в рамках исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, соответствует товар "Сервер".
На заседании Комиссии установлено, что товар "Сервер" предусмотрен позицией КТРУ 26.20.14.000-00000001, применение которого для вышеуказанного товара обязательно с 17.03.2021.
Извещение о проведении Аукциона размещено 30.09.2021.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе характеристиками товара "Серверное оборудование" являются: "возможность использования энергонезависимых модулей памяти Persistent Memory или эквивалент", "поддержка как минимум следующих операционных систем: Windows Server не ниже 2016, Red Hat не ниже 7.9, Vmware не ниже 6.7 U3" и другие.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанные характеристики отсутствуют в соответствующей позиции КТРУ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил сведений, подтверждающих необходимость установления характеристик товаров, не предусмотренных соответствующими положениями КТРУ, а также сведений, подтверждающих наличие в документации об Аукционе обоснования установления таких характеристик товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно не применены положения КТРУ при описании товара, поставка которого предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, а также не установлено обоснование установления характеристик товара, не предусмотренных положениями КТРУ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДиСи Инжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.10.2021 N 28/06/105-897/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 октября 2021 г. N 28/06/105-897/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2021