Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "ТДЮС" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федеральной таможенной службы (далее - Аукционная комиссия), ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию Системы видеоконференцсвязи ФТС России и расширению ее функциональных возможностей (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100001521000076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в документации об Аукционе неправомерно установлена совокупность требований к характеристикам программного обеспечения, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя ООО "Винтео", а именно Vinteo Server Standard;
2) Заказчиком в документации об Аукционе установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 26.20.13.000, не соответствующий объекту закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 15.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 18.10.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 87 179 133,33 рубля;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 15301062750190049242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.10.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки ООО "Инлайн Технолоджис", которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена совокупность требований к характеристикам программного обеспечения, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя ООО "Винтео", а именно Vinteo Server Standard.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по развитию системы видеоконференцсвязи ФТС России и расширению ее функциональных возможностей.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку программного обеспечения.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к аппаратному комплексу ПАК СВКС: "СВКС должна поддерживать приём второго видеопотока по протоколу VNC с разрешением не менее 1080р", "должен иметь не менее двух графических карт, каждая из которых отвечает следующим требованиям:
- должна иметь не менее 8-ми Гбайт оперативной памяти типа GDDR6;
- должна иметь не менее 2300 графических ядер".
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили коммерческие предложения, в которых 3 организации выразили готовность поставить программное обеспечение, соответствующее требованиям, установленным в техническом задании документации об Аукционе, а именно Vinteo Server Standard.
Кроме того, в составе заявки единственного участника Аукциона представлено аналогичное программное обеспечение.
При этом представителями Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности требований, установленных в техническом задании документации об Аукционе соответствует программное обеспечение, отличное от продукции Vinteo.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащее описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлен код ОКПД, не соответствующий объекту закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком выбран код ОКПД 63.11.21.000 "Услуги по передаче потокового видео".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что объектом закупки является комплекс работ, в процессе выполнения которых используется товар в виде программного обеспечения и оборудования, на котором данное программное обеспечение устанавливается и функционирует. При этом программное обеспечение и соответствующее ему в полном объеме оборудование являются основой программно-аппаратного комплекса. Так, основой при функционировании видеоконференцсвязи является передача потокового видео между участниками видеоконференций.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе поведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
На заседании Комиссии установлено, что техническим заданием документации об Аукционе предусмотрена поставка товара "сервер", соответствующий коду ОКПД 26.20.14.000 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Кроме того, согласно приложению N 3 к документации об Аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" стоимость оборудования составляет 33,7 % начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем документацией об Аукционе не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, нарушает часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТДЮС" обоснованной в части установления в документации об Аукционе совокупности требований к характеристикам программного обеспечения, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 18.10.2021 N 28/06/105-918/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2021 г. N 28/06/105-918/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021