На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Адигюзелова К.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Асадовой Ж.Ш.;
начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Дементьевой Г.С.,
консультанта отдела проверок N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Лосева Р.С.,
главного государственного инспектора отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Бабоян К.М.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя АО "Краснозаводский химический завод" Вылегжанина В.С., представители АО "ЕЭТП", ООО "Промлайн" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения обращения посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Промлайн" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии АО "Краснозаводский химический завод" (далее - Аукционная комиссия) при проведении АО "Краснозаводский химический завод" (далее - Заказчика), Аукционной комиссией, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку 3-х валкового листогибочного станка 8266 20/40 Nosstec или эквивалента в рамках проекта "Реконструкция для создания производства перспективных пиротехнических изделий с использованием безопасных технологий (в целях внедрения технологий NN 1.2.6.15, 1.2.6.16, 1.2.6.17, 1.3.6.2, 1.3.6.3)" АО "Краснозаводский химический завод" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1248000000221000040) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о допуске к участию в Аукционе заявки участника закупки с идентификационным номером "3" (далее - Победитель), поскольку в составе заявки указаны характеристики поставляемого товара, не соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе (далее - Техническое задание).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласился с доводом обращения Заявителя.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 373 333 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета (финансирование в рамках государственного оборонного заказа);
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.09.2021;
6) на участие в Аукционе поданы 2 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 24.09.2021;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 27.09.2021;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
11) победителем Аукциона признано ООО "МОСсклад" с предложением о цене контракта в размере 3 870 399, 59 рублей;
1. Согласно доводу обращения Заявителя Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске к участию в Аукционе заявки Победителя, поскольку в составе заявки указаны характеристики поставляемого товара, не соответствующие требованиям Технического задания.
В соответствии с документацией об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки.
Подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 22 информационной карты документации об Аукционе "Соответствие представленных участниками закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе показателей значениям, установленным документацией об электронном аукционе или эквивалентность предлагаемого товара, будет устанавливаться по значениям показателей, техническим и функциональным параметрам, установленным для такого товара частью II "Техническое задание".
При этом в случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления конкретных сведений, заявка на участие в аукционе будет признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, что влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.09.2021 N1248000000221000040-1 (далее - Протокол) первая часть заявки Победителя допущена к участию в Аукционе.
При этом Комиссией установлено, что пунктами 16, 17 раздела 2 Технического задания для показателей "Регулировочное колесо-маховик для ручной установки положения гибочного валка", "Регулировочное колесо-маховик для ручной установки положения нижнего валка" установлены значения "наличие".
Комиссия, изучив первую часть заявки Победителя, установила, что по показателям "Регулировочное колесо-маховик для ручной установки положения гибочного валка", "Регулировочное колесо-маховик для ручной установки положения нижнего валка" Победителем установлено значение "нет", что не соответствует требованиям Технического задания.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения и пояснил, что при рассмотрении первых частей заявок участников закупки Аукционной комиссией в результате технической ошибки заявка Победителя ошибочно допущена к участию в Аукционе, поскольку по пунктам 16, 17 раздела 2 Технического задания Победителем указано значение "нет", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о допуске заявки Победителя к участию в Аукционе по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее соответственно - Каталог, Правила) установлено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению документации об Аукционе объектом закупки является "поставка 3-х валкового листогибочного станка 8266 20/40 Nosstec или эквивалента" с кодом ОКПД2 28.41.31.110 "Машины гибочные металлообрабатывающие".
Комиссией установлено, что Техническим заданием установлены следующие характеристики товара: "Рабочая скорость", "Мощность двигателя", "Диаметр верхнего вала", "Диаметр нижнего и гибочных валов" а также ряд иных требований к функциональным, техническим характеристикам.
Вместе с тем Каталог содержит позицию "Станок профилегибочный", что соответствует коду ОКПД2, указанному в извещении документации об Аукционе (номер позиции каталога 28.41.31.110-00000001), дата обязательного применения - с 22.05.2021.
При этом описание товара в Каталоге позиции 28.41.31.110-00000001 не содержит характеристики, указанные в техническом задании документации об Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не содержится обоснование установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных Каталогом.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего характеристики товаров, не предусмотренные позициями Каталога, а также не указавшего обоснование применения дополнительных характеристик, не предусмотренных позициями Каталога нарушают пункты 5, 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 28.41.3 "Станки металлообрабатывающие прочие".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является "поставка 3-х валкового листогибочного станка 8266 20/40 Nosstec или эквивалента" с кодом ОКПД 2 "Машины гибочные металлообрабатывающие".
Вместе с тем в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
При этом согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым в ответ на направленную Заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) заявку о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 22.04.2021 N 616А/7943/2021 (далее - Заявка) получено разрешение Минпромторга России от 04.06.2021 N 46619/05.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что Минпромторгом России выдано Заказчику указанное разрешение, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
На заседании Комиссии установлено, что Заявка является приложением к указанному разрешению Минпромторга России.
Вместе с тем в Заявке представлены следующие характеристики товаров "Машины гибочные металлообрабатывающие":
- "Рабочая скорость" - значение характеристики "0,063-0,08 метров в секунду";
- "Мощность двигателя" - значение характеристики "2,2 кВт";
- "Диаметр верхнего вала" - значение характеристики "140 мм".
При этом в Техническом задании установлены следующие характеристики товаров "Машины гибочные металлообрабатывающие":
- "Рабочая скорость" - "3,8-4,8 метров в минуту";
- "Мощность двигателя" - "2,0 кВт";
- "Диаметр верхнего вала" - "130-150 мм".
Вместе с тем согласно пункту 11 Постановления N 616 установлено, что при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Законом о контрактной системе указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616.
Учитывая, что Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики товаров "Машины гибочные металлообрабатывающие", отличные от характеристик товаров "Машины гибочные металлообрабатывающие", указанных в Заявке, на основании которых Минпромторгом России выдано разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 04.06.2021 N 46619/05, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5, 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
4. Передать материалы от 18.10.2021 по делу N П-150/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
К.А. Адигюзелов |
члены Комиссии: |
Ж.Ш. Асадова
Г.С. Дементьева
Р.С. Лосев
К.М. Бабоян |
Исп. Лосев Р.С.
Тел.: 8495-755-23-23 (088 -627)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2021 г. N П-150/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021