Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио заместителя руководителя управления, председателя Комиссии, Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Лесковой Ю.П. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела,
в отсутствие представителей: заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Серышевская больница"; заявителя жалобы - индивидуального предпринимателя Сотникова Сергея Юрьевича (далее - ИП Сотников С.Ю.) (лица о дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрела поступившую 11.10.2021 в Амурское УФАС России от индивидуального предпринимателя Сотникова Сергея Юрьевича жалобу на действия заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку электрокардиографа 6-12-канальный компьютеризированный, объявленной извещением от 06.10.2021 N 0323300046121000029 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: описании объекта закупки, соответствующего товару единственного производителя.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
Из доводов жалобы следует, что заказчиком в котировочной документации установлены избыточные требования к наличию дополнительных комплектующих электрокардиографа, без обоснования необходимости включения данных требований, чем ограничил возможность участия в процедуре потенциального количества участников. Указанные дополнительные комплектующие поставляются только, по специальному заказу (опция), производителем ООО "НПП Монитор".
Из письменных пояснений заказчика, представленных в материалы дела следует, что характеристики товара были установлены в техническом заданием, как наиболее отвечающие потребностям по функциональным и качественным характеристикам для государственной медицинской организации, оказывающих онкологическую помощь пациентам на амбулаторном этапе.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
06.10.2021 заказчиком - Государственным бюджетным учреждения здравоохранения Амурской области "Серышевская больница" в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0323300046121000029 и документация о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме "Поставка поставку электрокардиографа 6-12-канальный компьютеризированный".
Начальная (максимальная) цена контракта - 82 979,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 06.10.2021 12:04. Дата и время окончания срока подачи заявок 14.10.2021 00:00.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Как следует из части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Из имеющихся в материалах дела документов, представленных Заказчиком, следует, что НМЦК определялась Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен на основании информации о рыночных ценах на соответствующий товар при использовании полученных коммерческих предложений, представленных в адрес заказчика по 3 запросам, направленным потенциальным поставщикам, которые занимаются поставкой аналогичного оборудования.
Законодательством о контрактной системе определено самостоятельное формирование заказчиком закупки, исходя из его потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. Указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Следует учесть, что из совокупности норм Закона о контрактной системе, заказчик вправе определять требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. Установление определенных характеристик к товару, являющегося предметом закупки не должно удовлетворять всем существующим на рынке аналогичным товарам.
При принятии решения по настоящему делу Комиссия Амурского УФАС России учитывает, что законодательством Российской Федерации в сфере закупок не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения товара, не соответствующего потребностям заказчика - в данном случае медицинского учреждения, используемого впоследствии закупаемый товар.
По результатам мониторинга рынка заказчику представлены коммерческие предложения от поставщиков на продукцию с запрашиваемыми характеристиками, что подтверждает наличие функционирующего рынка.
Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Вместе с тем, Комиссия Амурского УФАС России критически относится к доводу заявителя о том, что что в позиции 2.58 технического задания Заказчиком установлены избыточные показатели в виде обязательного наличия в комплектации термобумаги, ПО для ПК для передачи, хранения, ведения базы данных и просмотра на экране ПК снятых ЭКГ с электронным ключом защиты, кабеля ЭК-ПК, кабеля питания 12В, установление которых, по мнению заявителя, нацелено исключительно на ограничение конкуренции в закупке, ввиду того, что данные комплектующие поставляются только по специальному заказу.
Вместе с тем, как было указано ранее, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
С учётом вышеизложенного, довод заявителя об установлении в описании объекта закупки требований к товару, которым соответствует единственный производитель товаров, не подтверждается материалами дела.
Рассмотрев жалобу ИП Сотникова С.Ю. на действия Заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку электрокардиографа 6-12-канальный компьютеризированный, объявленной извещением от 06.10.2021 N 0323300046121000029 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сотникова Сергея Юрьевича необоснованной.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Е.В. Стрелкова
Ю.П. Лескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 18 октября 2021 г. N 028/06/105-648/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021