Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
|
|
членов комиссии:
|
|
|
|
при участии представителей:заказчика ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (далее - Заказчик),Шпенглер Е.А, (доверенность N140 от 08.09.2021), без участия представителейзаявителя -ИП Сухова А.С. (далее - Заявитель, ИП Сухов А.П.), уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев жалобу Заявителяна действия Заказчика при проведении электронного аукциона, объект закупки"Генератор электрохирургический с универсальным набором комплектующих для монополярной и биполярной коагуляции (Онкология)"(извещение 0365100014821000709), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилсяЗаявитель с жалобой(вх.N6106 от 13.10.2021), поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при проведении Аукциона, нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены установлением Заказчиком требований к товару в совокупности удовлетворяющим только генератору электрохирургическому HARMONICETHICONG11 GEN 11, считает, что описание закупки в части установления характеристики "частота колебания лезвия носит недостоверный характер и вводит в заблуждение участников закупки.
Заказчик, в своих письменных возражениях с доводами жалобы не согласился, указав, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукционаN0365100014821000709и документация Аукционаразмещены на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) -16.09.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 477 644, 17 рублей.
На участие в аукционе подано 5 заявок, все допущены к участию в аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. В силу пунктов 1-2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
При формировании документации об электронном аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Как указано в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
23.03.2021 Министерством здравоохранения России и Заказчиком в связи с потребностью дооснащения заключено Соглашение в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии в размере 308 927 000,00 рублей на приобретение особо ценного недвижимого имущества, в т.ч. генератора ультразвукового хирургической системы.
Перечень оборудования определён в Заявке, письмо от 18.09.2020 N3213. В соответствии с письмом от 21.05.2021 N17-4/И/2-7654 Заказчик взаимодействует с Министерством здравоохранения через программу АСММС.
Исходя из информации предоставленной заказчиком, при формировании заявки в программе АСММСпо коду номенклатурной классификации, утвержденной Минздравом России - 127230"Генератор ультразвуковой хирургической системы" выпадает генератор с наименованием "генератор электрохирургического с универсальным набором комплектующих для монополярной и биполярной коагуляции".
Из перечня характеристик закупаемого товара следует, что закупаемое оборудование предназначено для одновременной диссекции и коагуляции тканей посредством воздействия электротока (в биполярном режиме) или продольных колебаний насадок в ультразвуковом режиме.
Виду медицинского изделия 127230 в соответствии с РУФСЗ 2012/11599 соответствует товар производителя Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си (США,Мексика) компании Джонсон и Джонсон.
В Техническом задании аукционной документации, наименование объекта закупки установлено:
N |
Наименование товара |
Код ОКПД/КТРУ |
N п/п |
Функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара |
Наличие функции или требуемая величина параметра |
Единица измерения |
1 |
Генератор ультразвуковой хирургической системы: генератор электрохирургический с универсальным набором комплектующих для монополярной и биполярной коагуляции |
32.50.50.190 |
3.1.1 |
Генератор электрохирургический, ультразвуковой
Частота колебаний лезвия в ультразвуковом режиме - 50 кГц. |
Не менее 50 |
кГц. |
Изучив описание объекта закупки по оспариваемым позициям, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, были указаны значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства.
Таким образом, установление оспариваемых требований к объекту закупки, не является нарушением действующего законодательства и вызвано необходимостью для заказчика получить результат услуги, являющейся предметом закупки, полностью удовлетворяющий его потребности.
Каких-либо оснований сомневаться в наличии у заказчика такой потребности у Комиссии Томского УФАС России не имеется.
Согласно статье 8 Закона 44-ФЗ:
- Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
-Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из документации об аукционе не следует, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.
Требования документации об аукционе обязательны в равной мере для всех участников закупки, без каких либо исключений, т.е. участники закупки (поставщики) находятся в равных условиях на участие в аукционе подано 5 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и отсутствии в действиях Заказчика нарушений статьи 8 Закона 44-ФЗ.
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности приведенных им доводов, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы жалобы не находят своего подтверждения, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сухова А.П. на действия Заказчика - ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России при проведении электронного аукциона объект закупки "Генератор электрохирургический с универсальным набором комплектующих для монополярной и биполярной коагуляции (Онкология)" (извещение 0365100014821000709)
2. В действия Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15 октября 2021 г. N 070/06/106-205/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021