Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по уведомлению федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, Димитрова улица, 3/3, ОГРН: 1051100461114, ИНН: 1101486406, КПП: 110101001) (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми") от 05.10.2021 N 11-20-01/02-31-8047-2021 (вх. от 05.10.2021 N 5049-э, N 4354) о заключении государственного контракта от 04.10.2021 N ЕП.44/1/2021 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - государственный контракт, уведомление),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поcтупило уведомление ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" от 05.10.2021 N 11-20-01/02-31-8047-2021 (вх. от 05.10.2021 N 5049-э, N 4354) о заключении государственного контракта от 04.10.2021 N ЕП.44/1/2021 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно пп. б) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в том числе обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с отсутствием доказательств наличия причинно-следственной связи между предметом государственного контракта и пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" о времени и месте заседания Комиссии Коми УФАС России по проведению внеплановой проверки извещено письмом от 07.10.2021 N 04-07/7412.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в письме от 14.10.2021 N 11-20-01/02-31-8367-2021 (вх. от 14.10.2021 N 5208э, от 14.10.2021 N 4476) представлены дополнительные письменные пояснения относительно правомерности заключения государственного контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком, с приложением копий документов, подтверждающих доводы заказчика.
Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.
1. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статья 93 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
1.1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поcтупило уведомление ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" от 05.10.2021 N 11-20-01/02-31-8047-2021 (вх. от 05.10.2021 N 5049-э, N 4354) о заключении государственного контракта от 04.10.2021 N ЕП.44/1/2021 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
По пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 2.4 государственного контракта: "Поставщик обязуется передать заказчику автомобили (далее - товар), надлежащим образом прошедшие таможенное оформление, предпродажную подготовку, с уплаченными соответствующими налогами, сборами, платежами, в количестве и ассортименте, указанными в Спецификации (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в разделе третьем настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
Место поставки товара: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д. 3/3.
Срок поставки товара: в течение 40 календарных дней с даты заключения государственного контракта. День и время поставки согласовывается с заказчиком.
Цена контракта включает общую стоимость всех товаров и сопутствующих услуг, оплачиваемую заказчиком поставщику за полное выполнение поставщиком своих обязательств по поставке товаров и оказанию сопутствующих услуг по контракту и составляет 1 065 418,00 рублей (один миллион шестьдесят пять тысяч четыреста восемнадцать рублей 00 копеек).
Источником финансирования являются средства субсидии из федерального бюджета на 2021 год. Непосредственным плательщиком за поставленный товар и оказанные услуги является заказчик.
В пункте 3.2 государственного контракта повторно обозначен срок поставки товара: "в течение 40 календарных дней с момента заключения контракта".
Согласно спецификации поставляемого товара (приложение N 1 к государственному контракту), поставке в рамках государственного контракта подлежит легковой автомобиль LADA NIVA TRAVEL.
В пункте 9.1 государственного контракта установлено: "Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до момента надлежащего исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2021. В части гарантийных обязательств и исполнения обязательств по оплате товара - до полного исполнения обязательств по настоящему контракту. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика".
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в обосновании правомерности заключения государственного контракта, представленному в составе уведомления, указано, что "закупка направлена на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Закупаемый автомобиль необходим для повышения оперативности проведения санитарно-эпидемиологических обследований очагов возникновения особо опасной новой коронавирусной инфекции, для транспортировки биологического материала для последующего проведения молекулярно-генетических исследований с целью детектирования ДНК/РНК возбудителей инфекционных заболеваний в биологическом материале и объектах окружающей среды, а также для выездов сотрудников вирусологической лаборатории заказчика с целью осуществления контроля работы лабораторий, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Коми, по проведению ПЦР исследований на новую коронавирусную инфекцию. При этом имеющийся у заказчика автопарк не способен в полной мере обеспечить исполнение вышеуказанных мероприятий, в связи с чем необходимо приобретение еще одного автомобиля. Выбор приобретаемой модели автомобиля обусловлен его высокой проходимостью. Заказчиком принято решение об осуществление закупки у единственного поставщика в связи с тем, что распространение вируса носит чрезвычайный характер, при этом проведение электронного аукциона увеличивает сроки поставки автомобиля".
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в письме в адрес Коми УФАС России от 14.10.2021 N 11-20-01/02-31-8367-2021 (вх. от 14.10.2021 N 5208-э, N 4476) дополнительно указало: "В настоящее время наблюдается ежедневный рост количества подтвержденных случаев заражения новой коронавирусной инфекцией, врачам-эпидемиологам учреждения необходимо оперативно производить санитарно-эпидемиологические обследования очагов возникновения инфекции. Имеющийся у Заказчика автопарк не способен в полной мере обеспечить исполнение указанных мероприятий, поскольку количество требуемых выездов постоянно увеличивается. Кроме того, по поручениям Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Учреждение проводит внеплановые выезды на очаговые объекты с возбудителями инфекционных болезней II группы патогенности (COVID-19), а также вручает заболевшим лицам и лицам, находившимся в контакте с заболевшими, уведомления Роспотребнадзора о необходимости соблюдения карантинных мер (поквартирный объезд указанных лиц с целью вручения уведомлений). Вышеуказанные обстоятельства требуют от Заказчика наличия автомобиля, незадействованного в выполнении функций, связанных с основной деятельностью Учреждения.
Практически все имеющиеся в распоряжении Учреждения автомобили имеют стопроцентный износ, некоторые из них не подлежат ремонту и находятся в процессе списания (идет согласование с вышестоящим органом). В связи со значительным износом всех автомобилей Учреждения, а следовательно и регулярно возникающей необходимостью проведения ремонтных работ, предполагающих изъятие транспортных средств из рабочего процесса на длительное время, Заказчик остро нуждается в оперативном расширении имеющегося автопарка".
Как следует из материалов внеплановой проверки Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Заказчику была предоставлена целевая субсидия из федерального бюджета (по соглашению от 14.09.2021 N 141-02-2021-440), в том числе для реализации программ развития федеральных государственных учреждений, кадрового потенциала и материально-технической базы.
Субсидия в размере 1 360 000,00 рублей была получена Учреждением 17.09.2021, что подтверждается платежным поручением N 297490.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в письме в адрес Коми УФАС России от 14.10.2021 N 11-20-01/02-31-8367-2021 (вх. от 14.10.2021 N 5208-э, N 4476) указало, что информации о поступлении денежных средств на расчетный счет Учреждения стала доступна 20.09.2021 при загрузке выписки из лицевого счета бюджетного учреждения, после чего заказчиком было принято решение о заключении государственного контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Согласно пояснениям заказчика, в связи с высокой загруженностью завода-изготовителя автомобилей, процесс подписания контракта занял 9 рабочих дней.
Государственный контракт N ЕП.44/1/2О21 заключен 04.10.2021, поставка автомобиля произведена 13.10.2021 (товарная накладная от 12.10.2021 N РНас01360, Акт приема-передачи товара от 12.10.2021 подписаны 13.10.2021), заявка на кассовый расход N СКВОЗ990 направлена в УФК по РК 13.10.2021.
2. В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг, в том числе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Минфином России в письме от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности", указано, что "распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, по мнению Минфина России, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы".
В письме ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса", обозначено: "в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика.
Таким образом, заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки".
Предметом государственного контракта является поставка легкового автомобиля LADA NIVA TRAVEL, срок поставки товара в соответствии с условиями государственного контракта - в течение 40 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Субсидия в размере 1 360 000,00 рублей была получена Учреждением 17.09.2021, что подтверждается платежным поручением N 297490, государственный контракт заключен 04.10.2021.
Довод заказчика, приведенный в обосновании правомерности заключения контракта с единственным поставщиком, относительно того, что заказчик нуждается в оперативном расширении имеющегося автопарка по причине того, что практически все имеющиеся в распоряжении заказчика автомобили имеют стопроцентный износ, некоторые из них не подлежат ремонту и находятся в процессе списания, что имеющийся у заказчика автопарк не способен в полной мере обеспечить исполнение мероприятий по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения новой коронавирусной инфекции, не может являться основанием для осуществления закупки у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик имел возможность спрогнозировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени (с учетом периода возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Безусловные доказательства того, что применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" не представлено.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает наличие причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
По смыслу положений пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем) является мерой реагирования для устранения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Такие обстоятельства как износ автопарка заказчика и распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), признанной пандемией Всемирной организацией здравоохранения 11.03.2020, возникли не одномоментно и в 2021 году поддавались прогнозу в заблаговременный период времени.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, с учетом того, что у заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" имелась возможность спрогнозировать сложившуюся ситуацию (износ автопарка, период возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также с учетом даты заключения Соглашения от 14.09.2021 N 141-02-2021-440, даты поступления субсидии по Соглашению от 14.09.2021 N 141-02-2021-440, установленного срока поставки по государственному контракту, у заказчика имелось достаточное количество времени для осуществления закупки посредством применения конкурентного способа определения поставщика.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
В перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 18.06.2021) включены, в том числе, средства автотранспортные.
Таким образом, закупка должна была быть осуществлена способом электронного аукциона.
Действие заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в виде принятия решения о способе определения поставщика, в том числе решения о закупке товара для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика в случае, если определение поставщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения электронного аукциона, в части осуществления закупки у единственного поставщика посредством заключения государственного контракта от 04.10.2021 N ЕП.44/1/2021 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не соответствует требованиям части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 32, 33, 34 Правил, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действие заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в виде принятия решения о способе определения поставщика, в том числе решения о закупке товара для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика в случае, если определение поставщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения электронного аукциона, в части осуществления закупки у единственного поставщика посредством заключения государственного контракта от 04.10.2021 N ЕП.44/1/2021 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не соответствующим требованиям части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица заказчика производства об административном правонарушении по установленному нарушению Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 октября 2021 г. N 011/06/99-783/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021