Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО Обуховский (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Ёлочкин" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 31535-ЭП/21 от 07.10.2021) на действия котировочной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по временному размещению элементов оформления на территории МО МО Обуховский (извещение номер 0172300001621000006) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 24.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300001621000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 466 905,84 рублей.
В жалобе ООО "Ёлочкин" указывает на нарушения котировочной комиссии Заказчика требований законодательства о контрактной системе, которые, по его мнению, выразились в неправомерном принятии решения об отклонении его заявки на участие в запросе котировок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
07.10.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы размещена информация о заключении муниципального контракта с победителем запроса котировок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 1 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок в электронной форме подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, ч. 11 ст. 24.1 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона;
4) непредставления документов, предусмотренных п. 4 ч. 5 настоящей статьи (если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона), в случае, если в соответствии со ста. 14 настоящего Федерального закона в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме включена информация о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Как установлено п. 1 ч. 10 ст. 82.1 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленной в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают заявку, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч. 9 настоящей статьи, и принимают решение о соответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или об отклонении заявки на участие в запросе котировок в электронной форме по основаниям, предусмотренным ч. 11 настоящей статьи;
- на основании решения, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не отклонена в соответствии с требованиями ч. 11 настоящей статьи, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона), предложенных в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявке на участие в запросе котировок в электронной форме которого присвоен первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе котировок в электронной форме содержатся одинаковые предложения, предусмотренные п. 3 ч. 5 настоящей статьи, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая поступила ранее других таких заявок;
- подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме;
В силу п. 2 ч. 10 ст. 82.1 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме и после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с пп. "в" п. 1 настоящей части подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол N 0172300001621000006-1-1 подведения итогов запроса котировок размещен в ЕИС 04.10.2021 в 17 часов 37 минут и содержит информацию об отклонении заявки Заявителя в соответствии с ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных частью 5 статьи 82.1, Федерального закона 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении.
Причина несоответствия: Положениями пп. а) п. 2) ч. 5 ст. 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, а также требованиям Извещения (см. пп. а) пп. 1) п. 1.2 подраздела 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке) заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в Извещении в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ. Инструкция по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки (далее - Инструкция) содержится в Извещении (см. пп. 2.5.1 п. 2.5 подраздела 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке). Согласно Инструкции, участник закупки при заполнении заявки использует требования к товарам, содержащиеся в Таблице 2 Технического задания, являющегося частью Извещения. 1) В Извещении (см. Таблицу 2 Технического задания) по товару "Композиция из трех арок по строке 1 раздела 3 локальной сметы N1" требуется показатель Потребляемая мощность: должна быть не более 270 Вт. Ознакомившись с положениями Инструкции в полном объеме (в том числе, с п. 1.4 Инструкции и приведенным в п. 4 Инструкции определением "Конкретное значение показателя"), участник закупки в Заявке должен был указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Таблице 2 Технического задания максимального значения показателя, сохранив при этом указание на максимальность в виде словосочетания "не более" или иного указание на максимальность, равнозначного ему по значению. В Заявке (см. файл "0172300001621000006.docx") по товару "Композиция из трех арок по строке 1 раздела 3 локальной сметы N1" указана Потребляемая мощность: 270 Вт_".
В силу п. 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона о контрактной при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие информацию и документы:
- с учетом положений ч. 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
- документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом не допускается требовать представление указанных документов (или их копий), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ч. 7 ст. 82.1 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная пп.пп. "а" и "б" п. 2 ч. 5 настоящей статьи:
- включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме при осуществлении закупки работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (за исключением случая, предусмотренного п. 2 настоящей части), в случае установления заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о представлении такой информации в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме. При этом информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 5 настоящей статьи, в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме может не включаться при указании в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком;
- не включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в случае включения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме проектной документации в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных настоящей статьей, не допускается (ч. 8 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 ч. 3 ст. 82.1 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее информацию, указанную в п.п. 1 - 5, 8 - 12 ст. 42 настоящего Федерального закона;
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В рассматриваемом случае извещение о проведении запроса котировок содержит требование о представлении в заявке участника информации о характеристиках товаров, что, по мнению Комиссии УФАС, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Описание товаров установлено Заказчиком в таблице 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, применяемых для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика" Технического задания извещения о проведении запроса котировок.
В отношении товара "Композиция из трех арок по строке 1 раздела 3 локальной сметы N1" Заказчиком установлено требование: "Потребляемая мощность: должна быть не более 270 Вт".
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым:
"В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик установил в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой содержится:
1) указание на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определено, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определено, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставлены требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Указывая конкретные значения показателей, участник закупки должен руководствоваться следующими определениями и правилами Инструкции:
В описании товаров Заказчик использует следующие виды показателей:
1. показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения в виде требований, содержащих указание на максимальность и (или) минимальность
1.4 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде одного числового значения с использованием слов ("до") или словосочетаний ("не более", "не больше", "не выше") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Документации максимального значения показателя.
4. Общие правила предоставления конкретных показателей поставляемых товаров:
Конкретное значение показателя - единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки. Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда указание на минимальность или максимальность показателя содержится в значении показателя в виде словосочетаний, перечисленных в п. 1.1 и 1.4 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки).
Указание на максимальность или минимальность показателя - это используемое в описании объекта закупки указание на максимальность и (или) минимальность, производимое путем включения в требования к показателю товара слов ("от", "до", "более", "менее", "меньше", "св."), словосочетаний ("не менее", "не меньше", "не более", "не больше", "не ниже", "не выше"), символов ("", ">", "<", "
").
5. В случае, если в настоящей Инструкции в отношении правил предоставления конкретных показателей товаров в соответствии с установленными Заказчиком требованиями в описании объекта закупки, имеется требование к показателю товара, для которого может быть применено правило предоставления конкретных показателей товара, включенное в пункты 1-3 Инструкции, и имеется правило, которое должно быть применено в соответствии с пунктом 4 Инструкции, участнику закупки необходимо руководствоваться правилом, включенном в пункт 4 Инструкции.
Таким образом, во всех случаях установления требований с использованием в указаниях на минимальность или максимальность любых словосочетаний из пункта 1.1 и 1.4 Инструкции, участник закупки должен предоставить конкретное значение показателя, которое сопровождается указанием на минимальность или максимальность.
Таким образом, во всех случаях установления требований с использованием в указаниях на минимальность или максимальность любых словосочетаний из пункта 1.1 и 1.4 Инструкции, участник закупки должен предоставить конкретное значение показателя, которое сопровождается указанием на минимальность или максимальность.
В нарушение указанного выше правила участник предоставил следующее: по товару "Композиция из трех арок по строке 1 раздела 3 локальной сметы N1" указана Потребляемая мощность: 270 Вт" (применительно к иным пунктам протокола).
Также представитель Заказчика пояснил, что установление требований к товару таким способом обусловлено нормативными требованиями ГОСТ IEC 62301-2016 "Электроприборы бытовые. Измерение потребляемой мощности в режиме ожидания", согласно которому потребляемая мощность не может иметь конкретного числового выражения (п. 4.4.1 ГОСТ).
Заявитель участия своих представителей в заседании Комиссии УФАС не обеспечил и доказательств обратного не представил.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что котировочная комиссия Заказчика имела основания для отклонения заявки Заявителя, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 42, 82.1, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ёлочкин" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 октября 2021 г. N 44-4693/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021