Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик):
ООО "ТРИА" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32025-ЭП/21 от 12.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку светодиодных светильников (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100003421000594. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 111 215, 00 рублей.
В жалобе ООО "ТРИА" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка описания объекта закупки, в части неприменения при установлении требований к закупаемым товарам положений Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 ""Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление Правительства). Также податель жалобы полагает, что установленное в документации описание закупаемых товаров по ряду позиций ограничивает количество участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, 18.10.2021 Комиссией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 19.10.2021.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Требования к товарам установлены Заказчиком в разделе V "Техническое задание" документации об аукционе.
Из пояснений Заказчика следует, что все установленные Заказчиком требования определены им исходя из максимального удовлетворения его нужд с учетом особенностей применения закупаемых им товаров. Кроме того, Заказчиком отмечено, что Постановлением Правительства, на которое ссылается Заявитель, не установлен запрет на использование товаров, характеристики которых не соответствуют указанному Постановлению.
Комиссия УФАС констатирует, что указанная часть документации не содержит специального требования о соответствии закупаемого товара требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения".
При этом, необходимо отметить, что согласно ч. 6 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, должны быть установлены Правительством Российской Федерации до 1 марта 2010 года. С 1 июля 2010 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются осветительные устройства, электрические лампы, не соответствующие указанным требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" утверждены требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы Закона N 261-ФЗ, следует, что оборот осветительных устройств, электрических ламп, не соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255, запрещен на территории Российской Федерации.
Следовательно, вне зависимости от того, установлено ли в документации требование о соответствии закупаемого Заказчиком товара требованиям, указанным Постановлением, или нет, участник закупки не вправе предлагать к поставке товары, не соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255, поскольку оборот указанных товаров запрещен.
При указанных обстоятельствах отсутствие в документации об аукционе специального условия о соответствии закупаемых товаров требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255, равно как отсутствие при описании закупаемых товаров отдельных показателей, поименованных в Постановлении, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В свою очередь, из содержания указанного извещения, а также положений документации об аукционе следует, что при описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к закупаемым товарам, предусмотренное КТРУ.
Вместе с тем, частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что установленные Заказчиком требования к закупаемым товарам указывают на то, что Заказчиком осуществляется закупка товаров, оборот которых запрещен, что, в свою очередь, ограничит возможность участия в рассматриваемой закупки добросовестных участников закупки.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что при описании товарной позиции "Светильник светодиодный внутреннего освещения универсальный" Заказчиком установлено следующее требование: "Материал рассеивателя: Полистирол или поликарбонат или призма или микропризма".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что при установлении указанного требования была допущена техническая ошибка, выразившаяся в пропуске слова "форма" перед указанием формы рассеивателя.
Таким образом, с учетом пояснений Заказчика, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что при описании указанной товарной позиции Заказчиком установлено требование, не соответствующее положениям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку оно не в полной мере отражает потребности Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя в указанной части обоснованными, а в действиях Заказчика усматривает нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТРИА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2021 г. N 44-4713/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021