Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
при участии представителей:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 208 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31916-ЭП/21 от 12.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку светозащитных конструкций, мебели для пищеблока и тележек (извещение номер 0172200005521000291) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005521000291. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 382 136,40 рублей.
В жалобе ООО "МД-Консалтинг" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заявитель утверждает, что при ознакомлении с документацией о закупке им были выявлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившиеся в следующем:
В пункте 18.5. аукционной документации установлено требование о предоставлении в первой части заявки помимо согласия на выполнение работ, наименования страны происхождения товаров и их конкретные показатели:
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (материала), поставляемому при выполнении работ и позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, содержатся в Приложении N 2 к документации об аукционе.
В частности, в данном приложении содержатся требования к таким товарам как:
Жалюзи тип 1, тип 2, тип 3, тип 4, тип 5, тип 6, тип 7, тип 8, тип 9, тип 10, тип 12, тип 12
Стеллаж металлический тип 1, тип 2, тип 3
Матрас детский тип 1, тип 2
Полка для посуды тип 1, тип 2
Полка навесная металлическая тип 1, тип 2
Стеллаж с перфорированными полками тип 1, тип 2
При этом Заказчиком не дается пояснений относительно необходимости поставки товаров разного типа.
В ходе анализа требований Приложения N 2 к документации об аукционе установлено нарушение в виде избыточного описания объекта закупки, что выражено в детальном описании составных и прикладных элементов поставляемого товара, а также их испытаниях.
- Требование к светонепроницаемости, плотности ткани при описании жалю Требование к сорту массива сосны при описании стула
- Требования к допустимой нагрузке при описании стеллажа с перфорированными полкам - и т.д.
Согласно пункту 3 письма ФАС от 1 июля 2016 г. "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке": При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в конкурсе.
Требование предоставления конкретных показателей по показателям, которые определяются в ходе испытаний, нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, что подтверждается практикой Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-2679/21 от 08.06.2021 г.
Стоит отметить, что поиск фрагмента и копирование фрагмента текста возможно, однако, Заказчиком предъявлены требования к 48 товарным позициям, объем файла составляет 104 страницы, инструкция по заполнению заявки - 6 страниц, что затрудняет подготовку участниками предложения в отношении объекта закупки и противоречит положениям ч. 2 ст. 8, ст. 33 Закона о контрактной системе.
По аналогичному нарушению Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России указала: "В случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок" (см. Решение Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу 44-7049/20 от 30.12.2020 г.).
По вышеуказанным причинам нами не была подана заявка на участие в данной закупке.
В своих возражениях Заказчик указывает, что согласно п.18.5. Первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Информация и документы, которые прилагаются участником закупки:
при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
В Приложении N1 к документации (расчет НМЦК) установлен перечень поставляемых товаров с указанием объемов поставки:
1 31.09.13.190 Горшечница на 20 горшков 4
2 13.92.22.120 Жалюзи (групповые) 36
3 13.92.22.120 Жалюзи тип 2 60
4 13.92.22.120 Жалюзи тип 6 1
5 13.92.22.120 Жалюзи тип 1 12
6 13.92.22.120 Жалюзи тип 11 4
7 13.92.22.120 Жалюзи тип 12 8
8 13.92.22.120 Жалюзи тип 3 12
9 13.92.22.120 Жалюзи тип 4 21
10 13.92.22.120 Жалюзи тип 5 5
11 13.92.22.120 Жалюзи тип 7 3
12 13.92.22.120 Жалюзи тип 8 18
13 13.92.22.120 Жалюзи тип 9 2
14 13.92.22.120 Жалюзит тип 10 1
и т.д.
Таким образом, в документации определено исчерпывающее количество поставляемых товаров с указанием объемов поставки.
В Приложении N2 к документации установлены конкретные показатели поставляемых товаров.
Цитируемые Заявителем показатели светонепроницаемости, плотности ткани, сорта массива сосны являются требованиями к характеристикам поставляемого товара, которые в обязательном порядке указываются производителями обозначенных товаров.
При этом Заявитель не указывает, каким образом указанные требования к поставляемым товарам нарушают права и законные интересы Заявителя.
Изучив позиции сторон, Комиссия УФАС приходит к выводу что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг". обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64; ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать ввиду выданного по ранее рассмотренной жалобе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 октября 2021 г. N 44-4736/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021