Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей индивидуального предпринимателя Кичермана Романа Андреевича (далее - заявителя, ИП Кичерман Р.А.), действующего на основании доверенности, действующего на основании доверенности, в присутствии представителя от Федерального государственного бюджетного учреждения Туберкулезный санаторий "Теберда" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности,
рассмотрев жалобу ИП Кичермана Р.А. на действия Единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0379100000721000065 "Товары для хозяйственного назначения" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Кичермана Р.А. на действия Единой комиссии заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявке с идентификационным номером "4" было отказано в допуске к участию в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, по позиции "Унитаз" технической части документации об аукционе участником закупки не указаны единицы измерения размеров унитаза, изображенные на рисунке. Заявитель считает, что принятое решение об отказе заявке от участия в аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе, ограничивает конкуренцию на товарном рынке, нарушает права и законные интересы ИП Кичермана Р.А.
На основании вышеизложенного, заявитель просит принять и рассмотреть жалобу ИП Кичермана Р.А. по существу; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ИП Кичермана Р.А., заказчика, ЭТП "ТЭК-Торг" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
13 октября 2021 года от заказчика поступили письменные пояснения относительно доводов жалобы ИП Кичермана Р.А., согласно которым заявке с идентификационным номером "4" было отказано в допуске к участию в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, по позиции "Унитаз" участником закупки не указаны единицы измерения размеров унитаза, изображенные на рисунке. При принятии решения об отказе от участия в аукционе, комиссия руководствовалась исключительно положениями документации об аукционе. Согласно инструкции по заполнению заявок, участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает единицы измерения значений показателей, требования к которым установлены в Разделе 3 документации и инструкции по заполнению заявок. В случае, если заказчиком единицы измерения размеров не указаны, считать, что они указаны в миллиметрах (мм), разрешение измеряется в пикселях, количество измеряется в штуках (шт.), если иное не указано в Разделе 3 документации.
Рассмотрение жалобы ИП Кичермана Р.А. Комиссией осуществлено 15 октября 2021 дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Кичермана Р.А., проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав пояснения представителей заявителя, заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.09.2021 г. в 11:27 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379100000721000065 "Товары для хозяйственного назначения" (извещение о проведении электронного аукциона - 27.09.2021 г. 11:27 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 1 841 715,86 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 18.08.2021 г. 14:18 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 05.10.2021 г. в 08:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 05.10.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 06.10.2021 г.
На участие в электронном аукционе были поданы 4 заявки, в результате рассмотрения первых частей, 2 заявки не допущены к участию в аукционе, 2 заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 05 октября 2021 года. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе). В силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе, наиболее низкая цена контракта предложена обществом с ограниченной ответственностью "АРМАЛАИД", признанного в последующем победителем аукциона.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.1, 2, 3, 4, 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается (ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
При этом, из системного толкования изложенных положений Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в аукционной документации.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Условия документации об аукционе, в том числе инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, должны содержать ясные и четкие требования, допускающие однозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
Вместе с тем, некоторые положения Инструкции по заполнению заявок являются противоречивыми, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Так, в Инструкции по заполнению заявок указано: "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает единицы измерения значений показателей, требования к которым установлены в Разделе 3 документации и настоящей инструкции по заполнению заявок. В случае, если Заказчиком единицы измерения размеров не указаны, считать, что они указаны в миллиметрах (мм)".
В позиции "Унитаз Раздела 3 аукционной документации об аукционе Заказчиком в показателе "единица измерения" в значениях показателя не указаны единицы измерения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение Инструкции по заполнению заявок, устанавливающее необходимость указания участниками закупки единиц измерения, при этом позволяя Заказчику в Техническом задании не указывать единицы измерения, вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, согласно протоколу рассмотрения заявок от 05.10.2021 г., неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в документации об аукционе привело к необоснованному отказу в допуске к участию в аукционе участникам закупки под номером 4 по позиции "Унитаз" Раздела 3 документации об аукционе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Инструкцию, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно письму ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу ИП Кичермана Р.А. обоснованной.
2.Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения Туберкулезный санаторий "Теберда" нарушения ч.3 ст.7, ч.1,2,3,4,5 ст.67, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению Туберкулезный санаторий "Теберда", Единой комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения Туберкулезный санаторий "Теберда", ЭТП "ТЭК-Торг" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 октября 2021 г. N 009/06/106-301/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021