Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Портянко Е.В.,
от ООО "ДРСУ-175" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Управление муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ДРСУ-175" и указал, что ООО "ДРСУ-175" не исполнило условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ДРСУ-175" в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N0121600005621000011 "Устройство и ремонт тротуара по улице Красная в селе Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского края", назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
13.10.2021 г. Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав сторону, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
1. В своем обращении Заказчик указал следующее:
В рамках муниципального контракта от 12 февраля 2021 г. N0121600005621000011 на устройство и ремонт тротуара по улице Красная в селе Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского края, заключенного между управлением муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края, с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью "ДРСУ-175", с другой стороны, Подрядчик обязуется выполнить работы по устройству и ремонту тротуара по улице Красная в селе Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского, и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат и оплатить его в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с п. 1.2. контракта Подрядчик обязуется выполнить все работы по устройству и ремонту тротуара по улице Красная в селе Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского края в соответствии с условиями Контракта, требованиями ГОСТов, СНиПов, ВСН и сметной документации и сдать их в эксплуатацию в сроки, установленные п. 12.1 Контракта.
Цена контракта составляет 2 615 110 рублей 00 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов в размере 435 852,67 рублей.
Согласно подп. 2,3,7 п.4.2 контракта Заказчик вправе:
- требовать у Подрядчика информацию об объемах и качестве выполненных работ, проводить проверку правильности оформления документации на выполненные работы, а также прочих затрат на каждом этапе выполнения таких работ;
- предъявлять Подрядчику требования по устранению выявленных недостатков
- назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования;
В свою очередь согласно подп. 1 п. 5.1 контракта Подрядчик обязан выполнить работу качественно, в объемах и сроки, установленные настоящим контрактом, в полном соответствии технической документации, с соблюдением действующих технических и санитарных норм, и природоохранных требований, и сдать результат работ Заказчику.
На основании п. 7.1 контракта установлены слудующие сроки выполнения работы:
начальный срок выполнения работ - Подрядчик приступает к выполнению работ не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения контракта;
конечный срок выполнения работ - 30 июня 2021 года.
В силу п.п.8.1, 8.5 контракта Заказчик в сроки и в порядке, которые предусмотрены настоящим разделом контракта, с участием Подрядчика и лица, осуществляющего строительный контроль (в случае заключения договора), осматривает и принимает выполненную работу (ее результат), а также отдельный этап выполнения работы (отдельный этап исполнения контракта), а при обнаружении отступлений от контракта, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявляет об этом Подрядчику.
Приемка выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов выполнения работы (отдельных этапов исполнения контракта) осуществляется Заказчиком в соответствии с действующими требованиями ГОСТов, СНиПов, СП, в части соответствия количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
Приемка выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов выполнения работы (отдельных этапов исполнения контракта) оформляется актами установленной формы (форма N КС-2, форма N КС-3).
24 мая 2021 года Подрядчиком были предоставлены акты выполненных работ по форме N КС-2, N КС-3 в отношении произведенных работ на сумму 713 031,60 рублей. Работы на указанную сумму Заказчиком приняты и оплачены.
Подрядчику было направлено требование о необходимости выполнения работ в соответствии с условиями муниципального контракта (от 15.07.2021 года N32/01-29/1164).
10 августа 2021 года специалистами управления муниципального хозяйства в присутствии Подрядчика Мкртчан Эдуарда Айказовича повторно была осуществлена проверка объема выполненных работ по устройству и ремонту тротуара по улице Красная в селе Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского края в рамках муниципального контракта N 0121600005621000011 от 12.02.2021.
В ходе указанной проверки выявлено, что объемы работ по ямочному ремонту были приняты ранее (КС-2 от 24.05.2021 г.) Иных работ в ходе проверки выявлено не было.
По состоянию на 12 октября 2021 года работы на сумму 1 902 078,40 (Один миллион девятьсот две тысячи семьдесят восемь рублей 40 копеек) не выполнены.
21.07.2021 г. - в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ и пп. 7 п. 4.2, п. 14.6 контракта - заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о закупках - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
21.07.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было опубликовано на официальном сайте ЕИС и направлено:
- почтовым сообщением (заказным письмом) от 22.07.2021 года с уведомлением о вручении по адресу поставщика ООО "ДРСУ-175", указанному в контракте.
Так как заказник не получил подтверждение получения подрядчиком вышеупомянутого почтового сообщения, в силу ч. 12 ст. 95 Закона N44-ФЗ датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе и согласно п. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, исходя из положений ч. 12, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, контракт считается расторгнутым 01.09.2021 г.
После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчик не приступил к выполнению оставшегося объема работ по "устройству и ремонту тротуара по улице Красная в селе Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского края".
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), расторжение контракта допускается в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
У заказчика имелись законные основания для расторжения контракта в одностороннем порядке, в связи с ненадлежащим исполнением обществом взятых на себя обязательств.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Сведений, подтверждающих исполнение условий контракта ООО "ДРСУ-175", в установленные контрактом сроки, Комиссии Ставропольского УФАС России не представлено и в материалах дела не имеется.
2. Вместе с тем, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, как установила комиссия:
- в действиях заказчика не выявлено нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
- на рассмотрение дела ООО "ДРСУ-175" не прибыло, документов подтверждающих надлежащее исполнение контракта не представило.
Следует отметить, что в данном случае основания для не включения ООО "ДРСУ-175" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с указанным п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 отсутствуют: заказчиком не нарушен порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Материалы дела не содержат документов, подтверждающих принятие ООО "ДРСУ-175" мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также доказательств невозможности исполнения контракта вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
В силу части 2 статьи 104 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Мерой ответственности, установленной Законом N 44-ФЗ в случае нарушения участником закупки взятых на себя обязательств по исполнению контракта, является включение сведений относительно организации в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ГК РФ предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления этой деятельности, последствий принимаемых им решений.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 и п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Участником закупки не была проявлена должная осмотрительность, какая от него требовалась по характеру его обязательства по исполнению контракта, не приняты все меры для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, что свидетельствует о недобросовестности участника закупки при участии в электронном аукционе и влечет включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации размещенная заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовется.
ООО "ДРСУ-175" было заранее ознакомлена с требованиями и условиями аукционной документации, в том числе и проектом контракта, что позволяло в полной мере подать и заключить контракт в порядке определенном документацией и действующим законодательством о закупках.
Принимая участие в аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий.
Действия ООО "ДРСУ-175", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "ДРСУ-175" (357390, Ставропольский край, Предгороный район, ст-ца Суворовская, ул. Иркутская, дом 20; ИНН 2618021487), генерального директора - Мкртчян Эдуарда Айепзовича (261803068883), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 12 февраля 2021 года N 3261701436721000003 сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 октября 2021 г. N РНП-26-1596
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021