Резолютивная часть объявлена 15.10.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 20.10.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ООО "Лидер Строй": А.Г. Арутюняна (по доверенности);
заказчика - МКУ "Калининградская служба заказчика": И.В. Баль-Ракиной (по доверенности);
уполномоченного органа - Комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград": Е.А. Савран (по доверенности),
рассмотрев, в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "Лидер Строй" (далее - Заявитель) (вх. N 7836 от 11.10.2021) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Калининградская служба Заказчика" при проведении электронного аукциона на работы по обустройству контейнерных площадок по ул. Согласия в г. Калининграде в 2021 году (извещение N 0335300000221000609) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.10.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при рассмотрении банковской гарантии.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 27.09.2021 N 0335300000221000609-2-1 и Протоколом подведения итогов от 27.09.2021 ООО "Лидер Строй" было признано победителем электронного аукциона на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок по ул. Согласия в г. Калининграде в 2021 году с наилучшей ценой 300 000 (Триста тысяч) рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе ООО "Лидер Строй" как победитель Аукциона в установленный законом срок направило в адрес Заказчика проект контракта, подписанный электронно-цифровой подписью Общества, а также Банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе Заказчик признал ООО "Лидер Строй" уклонившимися от подписания контракта ввиду того, что банковская гарантия N 2024024 от 04.10.2021, выданная ПАО "Совкомбанк", не соответствует требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, а именно: в пункте 6 указанной Гарантии предусмотрено "Требование платежа по гарантии должно быть получено Гарантом до истечения срока действия Гарантии", что противоречит части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и не соответствует пункту 10 представленной Гарантии. Данный свои выводы Заказчик отобразил в письменном Уведомлении об отказе в принятии банковской гарантии от 07.10.2021 (исх. N3010/сз-и) и в Протоколе N1 о признании участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.
С данным решением Заказчика Заявитель не согласен.
В соответствии с частью 2 статьи 374 Гражданского кодекса РФ требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии. В банковской гарантии N 2024024 от 04.10.2021, выданной ПАО "Совкомбанк", прописано следующим образом: "Требование платежа по гарантии должно быть получено Гарантом до истечения срока действия Гарантии". Заявитель полагает, что слова "представлено" и "получено" в данном случае являются тождественными и носят одно единственное смысловое значение, а именно то, что до момента истечения срока действия банковской гарантии Заказчик должен свое требование представить на обозрение Банку, то есть Банк должен данное требование Заказчика получить физически. Заявитель считает, что представленная Заказчику банковская гарантия является соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя на заседании Комиссии не согласился, представил пояснения о нижеследующем.
27.09.2021 протоколом подведения итогов электронного аукциона было признано ООО "Лидер Строй".
01.10.2021 Заказчиком размещен Проект контракта.
04.10.2021 ООО "Лидер Строй" подписало муниципальный контракт с приложением банковской гарантии N 2024024 от 04.10.2021.
Заказчик в соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о контрактной системе рассмотрел поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
07.10.2021 Заказчиком составлен и размещен в ЕИС протокол N1 от 07.10.2021 о признании победителя Аукциона уклонившимся от заключения контракта.
07.10.2021 Заказчик направил уведомление об отказе в принятии банковской гарантии в адрес ООО "Лидер Строй".
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В пунктах 5 и 6 банковской гарантии (далее - Гарантия), представленной ООО "Лидер Строй", как обеспечение исполнения контракта, указано, что требование платежа по Гарантии на бумажном носителе должно быть получено Гарантом (Заказчиком) в письменной форме до истечения срока гарантии.
В своей жалобе ООО "Лидер Строй" со ссылкой на часть 2 статьи 374 Гражданского кодекса РФ утверждает, что "требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии".
Таким образом, условие банковской гарантии о получении банком требования по гарантии до истечения срока действия гаранта с учетом территориальной отдаленности бенефициара и почтового пробега ставит Заказчика в зависимость от услуг почтовой связи, срок оказания которых не может быть известен заранее. Спорное условие сокращает срок действия банковской гарантии в соответствии с минимальным сроком, определенным в части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в связи с чем является ничтожным, (срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц).
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган не согласился с доводом жалобы Заявителя, поддерживает позицию Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
23.09.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335300000221000609 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 374 846,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Как установлено частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 указанной статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 данной статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 27.09.2021 N 0335300000221000609-2-1 и Протоколом подведения итогов от 27.09.2021 ООО "Лидер Строй" было признано победителем Аукциона.
04.10.2021 ООО "Лидер Строй" подписало муниципальный контракт с приложением банковской гарантии N 2024024 от 04.10.2021.
07.10.2021 Заказчиком составлен и размещен в ЕИС протокол N1 от 07.10.2021 о признании победителя Аукциона уклонившимся от заключения контракта с обоснованием: "_В срок, предусмотренный статьей 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона - Общество с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР СТРОЙ" направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, однако документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно, банковская гарантия N 2024024 от 04.10.2021, выданная ПАО "Совкомбанк", не соответствует требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, а именно: п. 6 указанной Гарантии предусмотрено "Требование платежа по гарантии должно быть получено Гарантом до истечения срока действия Гарантии", что не соответствует ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст.374 Гражданского Кодекса РФ о части сроков направления требования платежа по гарантии. Формулировка п.6 Гарантии "о необходимости получения Гарантом требования по Гарантии до истечения срока действия Гарантии" противоречит ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе и не соответствует п 10 представленной Гарантии.
Таким образом, на основании п. 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона - ООО "ЛИДЕР СТРОЙ" признается уклонившимся от заключения контракта_".
Проанализировав банковскую гарантию N 2024024 от 04.10.2021, представленную ООО "Лидер Строй" с целью обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам Аукциона (далее - Гарантия), Комиссия установила:
- в пункте 5 Гарантии установлено: "Требование платежа по Гарантии на бумажном носителе должно быть получено ГАРАНТОМ в письменной форме с приложением указанных в пункте 4 Гарантии документов заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: Российская Федерация, 156000, Костромская область, г. Кострома, проспект Текстильщиков, д. 46 либо 119991, Россия, Москва, ул. Вавилова 24".
- что пунктом 6 Гарантии определено: "Требование платежа по гарантии должно быть получено Гарантом до истечения срока действия Гарантии".
Частью 1 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок представления требования по банковской гарантии, а именно: требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту с приложением указанных в гарантии документов.
Нормой части 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок представления требования по банковской гарантии, а именно: требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.
В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока, а в силу части 2 данной статьи письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Вместе с тем, условия пунктов 5 и 6 Гарантии не соответствуют части 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивают права Бенефициара в части обеспечения возможности доставки Гаранту требования по гарантии иным законным способом (помимо представления требования заказным письмом с уведомлением о вручении) и фактически необоснованно уменьшают срок действия банковской гарантии, поскольку доставка выставленного Бенефициаром требования поставлена в зависимость от факта получения Гарантом заказного письма с уведомлением о вручении.
В связи с изложенным выше Комиссия делает вывод, что действия Заказчика, выразившиеся в отказе в принятии банковской гарантии, представленной Заявителем, и в признании ООО "Лидер Строй" уклонившимся от заключения контракта, являются правомерными.
Довод жалобы Заявителя является необоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер Строй" необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 20 октября 2021 г. N 039/06/83.2-1221/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021