Резолютивная часть оглашена
18.10.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение ПАО "ОДК-Кузнецов" о включении сведений об ООО "СТРОЙТЕХКОМ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с нарушением контрактных сроков по итогам проведенного электронного аукциона по объекту закупки: "Выполнение комплекса демонтажных работ по объекту капитального строительства "Строительство корпуса для опытно-конструкторской металлургической производственной базы Публичного акционерного общества "Кузнецов", г. Самара"" (извещение N 0742000000220000088, начальная (максимальная) цена контракта - 31 379 737,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение ПАО "ОДК-Кузнецов" о включении сведений об ООО "СТРОЙТЕХКОМ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
10.12.2020 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Выполнение комплекса демонтажных работ по объекту капитального строительства "Строительство корпуса для опытно-конструкторской металлургической производственной базы Публичного акционерного общества "Кузнецов", г. Самара" (извещение N 0742000000220000088, начальная (максимальная) цена контракта - 31 379 737,00 руб.). Электронный аукцион проводился на электронной торговой площадке - АО "ЕЭТП".
Согласно протоколу подведения итогов от 22.12.2020 г. победителем признано "СТРОЙТЕХКОМ" (ИНН 6318193161).
12.01.2021 г. между ПАО "Кузнецов и ООО "СТРОЙТЕХКОМ" был заключен контракт N 002985, согласно которому, Подрядчик обязуется выполнить комплекс демонтажных работ по объекту капитального строительства "Строительство корпуса для опытно-конструкторской металлургической производственной базы Публичного акционерного общества "Кузнецов", г. Самара", расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, пос. Управленческий, ул. С. Лазо, 2А, производственная территория ОП "Управленческий" ПАО "ОДК-Кузнецов" (далее - объект), с последующим сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией и размещением отходов, образовавшихся в процессе выполнения работ на данном объекте (далее - "работы"), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Согласно п. 1.4 контракта предусмотрены сроки окончания выполнения работ - 30.03.2021 г.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями контракта, заключенного между ПАО "ОДК-Кузнецов" и ООО "СТРОЙТЕХКОМ" предусмотрено, что настоящий контракт может быть расторгнут в том числе в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения настоящего контракта.
Как следует из Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта (N24138 от 14.09.2021), а также письменных пояснений (N162-08/20 от 16.10.2021 г.) представленных к рассмотрению поданного обращения - Подрядчиком работы по контракту не выполнены и не сданы Заказчику.
Исходя из представленных Подрядчиком материалов следует, что в ходе выполнения работ, предусмотренных контрактом, Подрядчик столкнулся с неисполнением встречных обязательств, влияющих на сроки выполнения работ.
ООО "СТРОЙТЕХКОМ" неоднократно уведомлял заказчика о возникших проблемах при выполнении работ по контракту, а также о том, что работы не могут быть выполнены в срок при данных обстоятельствах.
ООО "СТК" своевременно приступило к исполнению обязательств в рамках вышеуказанного контракта.
Однако с самого начала исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту, со стороны ПАО "ОДК-Кузнецов" не исполнялись встречные обязательства, а именно:
- не была своевременно предоставлена точка подключения электричества 15 кВт, о чем Заказчик незамедлительно был уведомлен письмом исх. N10 от 18.01.2021 г.;
- Заказчиком своевременно не были освобождены помещения ацетиленовой станции от ацетиленовых баллонов, о чем также незамедлительно уведомил Подрядчик письмом исх. N11 от 18.01.2021 г.;
- Заказчик нерегулярно и с задержкой по времени выделял своих сопровождающих для вывоза строительного мусора, образовавшегося в процессе выполнения работ на объекте (письма уведомления исх. N36 от 01.02.2021 г.).
В целях сокращения сроков выполнения работ по контракту, учитывая неоднократные задержки с выделением сопровождающих лиц со стороны Заказчика, Подрядчик обратился к Заказчику за разрешением проведения работ по вывозу строительного мусора до 20.00 (письмо исх. N38 от 01.02.2021 г.).
Письмом исх. N46 от 05.02.2021 г. Подрядчик повторно обращается к Заказчику с просьбой выделить сопровождающих лиц для вывоза строительного мусора, указав, что происходит простой строительной техники, и это угрожает срывами сроков по контракту.
08 февраля 2021 г. Подрядчик еще раз направляет письмо исх. N50 с просьбой выделить сопровождающего для вывоза мусора.
09 февраля 2021 г. исх. N55 аналогичное письмо от Подрядчика о выделении сопровождающего.
10 февраля 2021 г. исх. N 58 повторное аналогичное письмо от Подрядчика о выделении сопровождающего.
12 февраля 2021 г. исх. N 63 повторное аналогичное письмо от Подрядчика о выделении сопровождающего.
15 февраля 2021 г. исх. N 66 аналогичное письмо от Подрядчика о выделении сопровождающего.
16 февраля 2021 г. исх. N68 Подрядчик сообщает Заказчику, что вывоз строительного мусора не осуществляется по причине отсутствия сотрудников бюро контроля Заказчика.
11 марта 2021 г. письмом исх. N89 Подрядчик в соответствии со ст. 716 Гражданского кодекса РФ уведомил Заказчика о том, что в процессе выполнения демонтажных работ было выявлено отсутствие выноса канализации К1, демонтаж которой в соответствии с техническим заданием приведет к необратимым последствиям, а именно прекращение работы туалетов на территории Заказчика и заполнение котлована канализационными стоками. В связи с этим работы были приостановлены и запрошено пояснение от Заказчика по дальнейшей работе.
11 марта 2021 г. Подрядчик письмами исх. N95, N96 обращается к Заказчику о согласовании вывоза мусора на полигон ООО "ЭкоТехнологии" в целях исключения временного интервала для оформления договорных обязательств на полигоне ООО НПФ "Полигон", поскольку уже имелся заключенный договор с полигоном ООО "ЭкоТехнологии".
ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" неоднократно направляло в адрес ПАО "ОДК-Кузнецов" обращения о необходимости оказания содействия в выполнении работы, обращения об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности завершения работы в срок, о чем свидетельствуют письма исх. N 10, N 11 от 18.01.2021 г, N 36, N 38 от 01.02.2021 г, N 46 от 05.02.2021 г., N 50 от 08.02.2021 г., N 55 от 09.02.2021 г., N 58 от 10.02.2021 г., N 63 от 12.02.2021 г., N 66 от 15.02.2021 г., N 68 от 16.02.2021 г., N 89, N 90, N 93, N 95 от 11.03.2021 г, N 121, N 122 от 02.04.2021 г., однако ответов на указанные обращения в адрес ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" не поступало, дальнейших указаний от Заказчика также не поступало.
ООО "СТРОЙ-ТЕХКОМ" предпринимало все возможные меры для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по контракту, однако из-за неисполнения встречных обязательств со стороны Заказчика возникала просрочка в выполнении работ по контракту.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчиком не представлены доказательства, которые однозначно свидетельствуют о недобросовестности поведения ООО "СТРОЙТЕХКОМ" и его существенном нарушении условий контракта по вине подрядчика.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения об осуществлении ООО "СТРОЙТЕХКОМ" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием множества государственных контрактов на основании Федерального закона N44-ФЗ, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru. Также, сведения об ООО "СТРОЙТЕХКОМ" ранее не включены в Реестр недобросовестных поставщиков.
При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "СТРОЙТЕХКОМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СТРОЙТЕХКОМ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 октября 2021 г. N РНП-63-380
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021