Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения "Верхне-Курьинский геронтологический центр" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Захаровой Е.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту тротуара вдоль ул.Пермская от ул.Кутузова до ост. "улица Гастелло" (изв. N 0156300001221000061),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001221000061 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту тротуара вдоль ул.Пермская от ул.Кутузова до ост. "улица Гастелло". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 075 655,18 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
29.03.2021 г. между Заказчиком и ИП Захаровой Е.В. (далее - подрядчик, исполнитель) заключен гражданско-правовой договор N 22ГПД-21 на выполнение работ по ремонту тротуара вдоль ул. Пермская от ул. Кутузова до ост. "улица Гастелло" на сумму 801 299,42 руб (далее - Контракт).
13.08.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением условий исполнения Контракта, выразившимся в нарушении графика производства работ, непредоставлении Заказчику документов, предусмотренных условиями Контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 13.08.2021 г. было опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок и направлено Предпринимателю посредством электронной почты. 16.08.2021 г. указанное решение направлено Подрядчику заказным письмом с уведомлением.
В силу ч.ч. 12, 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.09.2021 г. (истечение 30-дневного срока со дня размещения соответствующего решения в ЕИС).
Обращение о включении сведений об ИП Захаровой Е.В. было направлено Заказчиком в контрольный орган 05.10.2021 г.
Следовательно, вышеуказанные действия Заказчика противоречат положениям ч.4 ст. 104 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить на объекте работы по ремонту тротуара вдоль ул. Пермская от ул. Кутузова до ост. "улица Гастелло" (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2), сметным расчетом стоимости работ, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ
Начало производства работ: 01.06.2021 года.
Окончание производства работ: не позднее 16.07.2021 года.
1.4. Место выполнения работ г. Соликамск, ул. Пермская от ул. Кутузова до ост. "улица Гастелло", согласно схеме, выданной Заказчиком
2.1. Цена Контракта составляет 801 299,42 рублей (восемьсот одна тысяча двести девяносто девять рублей 42 копейки), НДС не облагается в связи с применением Подрядчиком УСН.
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.2. Просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.3. Задержки Подрядчиком начала работ более чем на десять календарных дней по причине или обстоятельствам, независящим от Заказчика;
8.4.4. если при нарушении Подрядчиком конечного срока выполнения работ, указанного в Контракте, исполнение Подрядчиком Контракта утратило для Заказчика интерес (пункт 3 статьи 708 ГК РФ, пункт 2 статьи 405 ГК РФ), либо отсутствие возможности дальнейшего исполнения Подрядчиком контракта;
8.4.5. Отказа от устранения или фактического неустранения допущенных Подрядчиком дефектов и недостатков в срок, указанный Заказчиком, либо допущения не согласованных с Заказчиком отступлений от технического задания, технических условий или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение требований, предписаний Заказчика в течение срока, определенного Заказчиком или снижения качества работ в результате нарушения Подрядчиком условий контракта;
8.4.6. в случае существенного нарушения требований к качеству выполняемых работ, отступления Подрядчика от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (п.3 723 ГК РФ);
8.4.7. Объявления Подрядчика банкротом в установленном Законом порядке, наложения ареста на его имущество и блокирование расчетных счетов, введения внешнего управления;
8.4.8. В случае ликвидации Подрядчика;
8.4.9. Если заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, и по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта (ч. 11 ст. 95 44-ФЗ);
8.4.10. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
8.4.11. В иных случаях, предусмотренных Гражданским законодательством.
Из пояснений ИП Захаровой Е.В. следует, что работы по Контракту были начаты Предпринимателем 03.07. 2021 года. В связи со сложным финансовым положением работы были приостановлены, и закончены по 01.10.2021 года.
Замечания Заказчика по качеству выполнения работ нами исполнялись. Исполнительная документация по выполненным работам была направлена Заказчику 07.10.2021 года.
На основании представленных пояснений, документов и иных материалов Комиссия отмечает, что из пояснений Закзачика следует, что исполнительная документация не принята по причине допущенных в ней нарушений.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о наличии между сторонами спора относительно качества проведенных Подрядчиком работ.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и разрешается арбитражными судами в установленном процессуальным законодательством порядке.
Вместе с тем, Комиссия установила, что, фактически, ИП Захаровой Е.В. работы выполнялись. На момент обращения Заказчика в Антимонопольный орган работы исполнены, исполнительная документация Заказчику представлена 07.10.2021 г.
Указаные факты Заказчкиом подтверждаются и не оспариваются.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик предпринимал попытки к исполнению контракта.
Также, Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, за 2021 год ИП Захаровой Е.В. исполнено 3 контракта с аналогичным предметом.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 104 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг).
Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Захаровой Е.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Захаровой Елене Владимировне в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2021 г. N РНП-59-426
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021