Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Городская больница г.Соликамск" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Партнер" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (для реанимации -маски, мешки, мочеприемники и прочее) (изв. N 0356500001121000125),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001121000125 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (для реанимации -маски, мешки, мочеприемники и прочее). Начальная (максимальная) цена контракта - 232 921,35 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
12.04.2021 г. между Заказчиком и ООО "Партнер" заключен контракт N 116/ЭА/СМП на сумму 178 904,93 руб.
В связи с тем, что поставка товара произведена не в полном объеме, 13.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 7.2 контракта. Кроме того, согласно п.7.4 контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1.несоблюдение Исполнителем сроков исполнения Контракта;
7.4.2.нарушение Исполнителем существенных условий Контракта;
7.4.3.установление факта недействительности банковской гарантии,
а также по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ч.2 ст.523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕАНИМАЦИИ - МАСКИ, МЕШКИ, МОЧЕПРИЕМНИКИ И ПРОЧЕЕ) (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок поставки товаров: с момента заключения контракта по 31.03.2022 г.
4.4. Поставщик обязан:
4.4.1. Уведомить Заказчика о планируемой поставке Товара не позднее, чем за 1 рабочий день
4.4.2. Поставить Товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
4.4.3. При поставке Товара (партии товар) предоставить Заказчику всех необходимые сопроводительные документы согласно настоящему Контракту;
4.4.7. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
9.1. Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31.03.2022 г., а в части оплаты до исполнения обязательств Сторонами.
В соответствии с приложением N2 к контракту, поставка Товара (партии товара) осуществляется по заявке Заказчика с момента заключения контракта по 30.03.2022 г., в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента направления Заказчиком Поставщику в письменной форме заявки на поставку Товара по факсу или электронной почте Поставщика, указанным в настоящем контракте.
14.04.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка на поставку партии товара, которая должна быть исполнена Обществом в срок до 21.04.2021 г.
Данная поставка в нарушение положений контракта разбита Поставщиком на несколько партий. Товар поставлен с нарушением требований контракта, товар по заявке поставлен не в полном объеме.
08.06.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена вторая заявка, в которой помимо новых позиций продублировано требование об исполнении обязательства по поставке товара, затребованного в заявке от 14.04.2021 г. Согласно требованиям контракта поставка по упомянутой заявке должна быть осуществлена в срок до 16.06.2021 г.
Поставка товара произведена Поставщиком отдельными партиями с нарушением регламентированного контрактом срока, не в полном объеме.
Заказчиком в адрес Поставщика направлены претензии (N520 от 04.06.2021 г., N752 от 27.07.2021 г.) с требованием поставить товар, указанный в заявках Учреждения.
Поскольку требование Поставщиком не исполнено, уведомлений о причинах, свидетельствующих о невозможности поставить товар, обозначенный в заявках, в адрес Заказчика не поступало, 13.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 13.09.2021 г. решение опубликовано Заказчиком на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), 16.09.2021 г. отправлено в адрес Поставщика Почтой России заказным письмом с уведомлением.
20.09.2021 г. Заказчику стало известно о получении Обществом решения, следовательно, 20.09.2021 г. считается датой надлежащего уведомления Поставщика. Решение вступило в силу 01.10.2021 г.
Вместе с тем, согласно информации, опубликованной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, 29.09.2021 г. ООО "Партнер" произведена поставка товара на сумму 38 955,93 руб.(согласно товарной накладной N264 от 21.09.2021 г.). Поставка товара произведена не в полном объеме, следовательно, Поставщиком не устранено нарушение условий контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что товар принят и оплачен Заказчиком. При этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком не отменено.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом поставки товара и приемки данного товара Заказчиком после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, пришла к выводу о том, что ООО "Партнер" не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Обществом взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Партнер" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Партнер" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2021 г. N РНП-59-424
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021