Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Изумруд" (вх.N 016758) (далее - Заявитель) на действия МБУК "Пермская дирекция по организации городских культурно-массовых мероприятий" при проведении открытого конкурса в электронной форме на Услуги по оформлению городской новогодней ели (изв. N 0356600005721000005) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356600005721000005 МБУК "Пермская дирекция по организации городских культурно-массовых мероприятий" (далее также - Заказчик) проводится открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по оформлению городской новогодней ели.
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 07.10.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком неправомерно установлены показатели оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса", а именно, показатель "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом конкурса".
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее также - Правила N 1085).
Согласно п. 8 Правил N 1085, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно п. 11 Правил N 1085, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из буквального толкования п. 27 Правил N 1085 следует, что приведенный перечень не является исчерпывающим и заказчики вправе самостоятельно формулировать иные показатели оценки заявок, с учетом объекта закупки, а также норм и принципов действующего законодательства о контрактной системе.
Кроме того, Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты, в том числе Правила N 1085 не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
В приложении N 1 к конкурсной документации, Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок их оценки.
В частности, установлен неценовой критерий оценки заявок "Квалификация участников конкурса" (значимость - 40 %), в рамках которого установлен единственный показатель оценки "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом конкурса" (значимость 1).
Из анализа показателя оценки "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом конкурса" Комиссией установлено следующее.
В рамках указанного показателя, организатором закупки установлен следующий предмет оценки - количество заключенных и исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом конкурса (далее - контракты).
*Под сопоставимыми услугами (работами) в рамках данного конкурса понимаются услуги (работы) по доставке, монтажу/демонтажу, погрузке/выгрузке, обслуживанию и вывозу городской новогодней ели и комплекта декоративного оформления городской новогодней ели, оказанные за период с 01.01.2018 г. по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом стоимость каждого исполненного контракта, должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится закупка.
**данные услуги (работы) должны быть поименованы в предмете контракта и(или) техническом задании.
Предельное необходимое максимальное значение - 1 контракт (Кпред).
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему.
Документами***, подтверждающими опыт оказания услуг (выполнения работ) сопоставимого* характера и объема являются в совокупности:
1) копии заключенных и исполненных контрактов (со всеми приложениями, дополнительными соглашения (при их наличии));
2) копии документов о приёмке (копия (и) акта (ов) сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ), подписанных обеими сторонами, на полную сумму, указанную в контрактах), подтверждающих факт исполненных контрактов.
*** Документы, представленные в составе заявки участника конкурса, должны быть в полном объеме.
Заявитель указывает, что поскольку Заказчиком будут оцениваться договоры (контракты), которые исполнены не ранее чем за период с 01.01.2018 года и до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, это может привести к ограничению числа участников, имеющих исполненные договоры(контракты) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
Закон о контрактной системе и Правила N 1085 не устанавливают императивных требований о давности сведений об опыте участника, представляемых для оценки по квалификационному нестоимостному критерию.
Исходя из установленной Заказчиком давности представляемых сведений и минимальной цены исполненного контракта (не менее 1 500 000 рублей), Комиссией не установлено существенных ограничений для участников закупки, способных привести к ограничению конкуренции среди них.
Также Заявителем жалобы не приведено доказательств того, что названному критерию соответствует лишь один конкретный участник рынка оказания данной услуги, который является конкурентным.
Также Заявитель указывает, что согласно условию конкурсной документации, будут учитываться договоры (контракты), заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", как на условие прямого ограничения конкуренции.
Целесообразность включения обжалуемого условия оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком обоснована тем, что данное условие позволяет членам комиссии проверить факт предоставления участниками закупок достоверных сведений о наличии у них соответствующего опыта, путем проверки данных сведений в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (далее - ЕИС). Коммерческие договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами в рамках их текущей деятельности, не выгружаются в системы с открытыми данными, следовательно, не могут быть проверены комиссией, что повышает риски предоставления участниками конкурса недостоверных сведений в составе заявок на участие в обжалуемой закупке.
Заказчик указывает, что целесообразность включения обжалуемого условия оценки заявок на участие в конкурсе вызвана тем, что позволяет членам комиссии проверить факт предоставления участниками закупок достоверных сведений о наличии у них соответствующего опыта, путем проверки данных сведений в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (далее - ЕИС). Коммерческие договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами в рамках их текущей деятельности, не выгружаются в системы с открытыми данными, следовательно, не могут быть проверены комиссией, что повышает риски предоставления участниками конкурса недостоверных сведений в составе заявок на участие в обжалуемой закупке.
Комиссия отмечает, что при установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию опыта выполнения работы (оказания услуг), связанного с предметом контракта, в соответствии с Правилами N 1085, Заказчиком предусмотрена возможность представления в качестве подтверждения наличия опыта как государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, так и договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на что, в том числе, указано в письме ФАС России от 31.08.2021 N ПИ/73097/21.
Комиссия также отмечает, что Заявителем жалобы не доказано нарушение его прав и законных интересов как участника закупки.
Установление критерия оценки заявок, предусматривающего оценку опыта работ по исполнению государственных, муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, N 223-ФЗ не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, а также на исключение возможности фальсификации предлагаемых участником для оценки документов.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя об установлении не соответствующего Закону о контрактной системе порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" признаются Комиссией необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Изумруд" (вх.N 016758) на действия МБУК "Пермская дирекция по организации городских культурно-массовых мероприятий" при проведении открытого конкурса в электронной форме на Услуги по оформлению городской новогодней ели (изв. N 0356600005721000005) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021