Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Частное охранное агентство "Аргентум-Секьюрити" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны (изв. N 0356500005121000313),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005121000313 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг охраны.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 933 136,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.10.2021 г.
Заявитель полагает, что установленный Заказчиком предмет оценки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса" критерия "Квалификация участников закупки" ограничивает количество потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, поясняет, что оспариваемый критерий полностью соответствует требованиям Закона о закупках, отвечает потребности Заказчика.
В соответствии со ст.8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (далее - Приложение).
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно п. 5 раздела 8 Информационной карты конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в приложении N 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критерием оценки, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатель "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса", коэффициент значимости которого равен 1,0.
Предметом оценки по указанному показателю является количество заключенных и исполненных участником конкурса с органами власти и(или) бюджетными учреждениями и(или) казенными учреждениями и(или) автономными учреждениями контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса без привлечения исполнителя к гражданско-правовой ответственности (далее - контракты).
* Услугами сопоставимого характера и объема в рамках данного конкурса считаются охранных услуги **, в том числе, по охране общественного порядка и имущества, оказанные за последние 3 года по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с ценой каждого контракта не менее начальной (максимальной) цены контракта, установленной настоящей конкурсной документацией.
**данные услуги должны быть поименованы в предмете контракта и(или) техническом задании.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 контрактов по оказанным услугам, сопоставимого* характера и объема с предметом настоящего конкурса (Кпред).
Баллы присваиваются только за документально подтверждённое наличие опыта успешного оказания услуг сопоставимого* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса.
Документами, подтверждающими опыт оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему являются в совокупности:
1. копии заключенных и исполненных контрактов на оказание услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса со всеми приложениями и изменениями;
2. копии актов приемки оказанных услуг, подтверждающих стоимость и факт приемки оказанных услуг заказчиком, по заключенным и исполненным контрактам.
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копий заключенных и исполненных контрактов на оказание услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- отсутствия приложений по заключенным и исполненным контрактам на оказание услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- отсутствия копий актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих факты приемки услуг заказчиком, по заключенным и исполненным контрактам на оказание услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) контрактов предмету настоящего конкурса (оказание услуг сопоставимых* по характеру и объему);
и (или)
- заказчиками по заключенным и исполненным контрактам не являются орган власти и (или) бюджетное учреждение и(или) казенное учреждение и (или) автономное учреждение;
и (или)
- цена каждого контракта меньше начальной (максимальной) цены контракта, установленной настоящей конкурсной документацией;
и (или)
- срок заключения и исполнения контрактов не приходится на последние 3 года по дату подачи заявки
При отсутствии опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и объему и (или) документального подтверждения, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Как было указано выше, по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" предметом оценки является количество заключенных и исполненных участником конкурса с органами власти и(или) бюджетными учреждениями и(или) казенными учреждениями и(или) автономными учреждениями контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса без привлечения исполнителя к гражданско-правовой ответственности.
Заказчик указывает, что целесообразность включения обжалуемого условия оценки заявок на участие в конкурсе вызвана тем, что позволяет членам комиссии проверить факт предоставления участниками закупок достоверных сведений о наличии у них соответствующего опыта, путем проверки данных сведений в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (далее - ЕИС). Коммерческие договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами в рамках их текущей деятельности, не выгружаются в системы с открытыми данными, следовательно, не могут быть проверены комиссией, что повышает риски предоставления участниками конкурса недостоверных сведений в составе заявок на участие в обжалуемой закупке.
Комиссия отмечает, что характер оказания услуг охраны не зависит от типа учреждения, в котором данные услуги оказываются. Ограничение возможности представления для оценки исполненных контрактов, заключенных и размещенных в ЕИС исключительно с органами власти и(или) бюджетными учреждениями и(или) казенными учреждениями и(или) автономными учреждениями не может свидетельствовать о большей квалификации участника закупки, у которого данные контракты имеются, перед участником закупки, оказывавшем сопоставимые услуги в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" для иных видов заказчиков.
Следовательно, рассматриваемые действия Заказчика противоречат положениям п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
Также, Заявитель указывает, что поскольку Заказчиком будут оцениваться исключительно договоры, цена которых составляет не менее 100% от НМЦК проводимой закупки, исполненных за последние 3 года по дату подачи заявок, это может привести к ограничению числа участников, имеющих исполненные договоры, с ценой ниже 100% от НМЦК или исполненных позднее ранее чем за 3 года до даты подачи заявок.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках и Правила не устанавливают императивных требований к цене исполненных контрактов, представляемых для оценки по квалификационному нестоимостному критерию, а также по стоимости таких контрактов.
Комиссия принимает во внимание, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
При этом, Заявителем жалобы не приведено доказательств того, что названный критерий ограничивает участников рынка оказания охранных услуг в подаче заявки.
Более того, исходя из сведений, представленных Заявителем и размещенных в ЕИС, следует, что установленным требованиям соответствуют как минимум 10 хозяйствующих субъектов.
Следовательно, в данной части, действия Заказчика не противоречат положениям Закона о закупках.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено что требование о представлении исполненных контрактов без привлечения исполнителя к гражданско-правовой ответственности, то есть без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту противоречит положениям Правил, Закона о закупках.
Указанное требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса".
Данная позиция Комиссия подтверждается решением ФАС России от 03.12.2020 г. по делу N 20/44/99/279.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика также нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
В вышеописанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также, Комиссия отмечает, что выявленные нарушения не позволили Заявителю (ООО "ЧОА Аргентум-Секьюрити") подать заявку на участие в рассматриваемом конкурсе.
В отношении доводов Заявителя о допущенных Заказчиком нарушениях ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия отмечает, что материалы жалобы в части данных доводов будут переданы в отдел контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Частное охранное агентство "Аргентум-Секьюрити" на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны (изв. N 0356500005121000313) обоснованной в части доводов о том, что установленный Заказчиком предмет оценки по критерию "Квалификация участников закупки" ограничивает количество потенциальных участников закупки в части указания на то, что оценке подлежат только контракты, заключенные и исполненные участником конкурса с органами власти и(или) бюджетными учреждениями и(или) казенными учреждениями и(или) автономными учреждениями.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
4. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
6. Передать материалы настоящей жалобы в части доводов о допущенных Заказчиком нарушениях ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отдел контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021