Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЛИДЕР" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик), Комиссии, осуществляющая функции по осуществлению закупок (далее - Конкурсная комиссия при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Коми. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание КПДК, ПУИД, ПВК и информационные табло. (изв. N 0315100000321000092),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000092 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Коми. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание КПДК, ПУИД, ПВК и информационные табло.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурсе в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 112 258 695,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.09.2021 г.
По мнению Заявителя, оценка заявки ООО "Лидер" (заявка N7) проведена с нарушением норм законодательства о закупках.
Комиссия, изучив пояснения участников, представленные документы и информацию отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о закупках, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Кроме этого, согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.2 ст.54.5 Закона о закупках, по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.5 ст.54.5 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В ч.6 ст.54.5 Закона о закупках установлено, что по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе.
В соответствии с ч.1 ст. 54.7 Закона о закупках, в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст. 54.7 Закона о закупках Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч.6 ст. 54.7 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч.7 ст. 54.7 Закона о закупках, результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Требования к составу заявки установлены Заказчиком в п.2 раздела 7 информационной карты конкурсной документации. В пп.1 п.2 раздела 7 информационной карты указано, что первая часть заявки участника должна содержать:
- согласие участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (далее - Пояснительная записка, предложение участника), в соответствии с пунктом 3 настоящего раздела и Главой III настоящей документации "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки".
Согласно пункту 2 Главы III при оценке заявок применяется следующая балльная система с учетом следующих критериев:
N |
Наименование критерия |
Значимость критерия, % |
Значимость показателя, % |
1. |
Цена контракта |
60 |
- |
2. |
Нестоимостные критерии |
40 |
- |
|
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
|
40 |
2.2. Порядок оценки заявок по стоимостным критериям оценки.
Оценка заявок по критерию "цена контракта"
Коэффициент значимости критерия: 0,60.
Для получения рейтинга заявки по критерию "Цена контракта" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса;
б) в случае если ,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками конкурса.
2.3. Порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки.
Показатель "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Значимость показателя: 40%.
Коэффициент значимости показателя равен 0,40.
2.4.1. В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" устанавливается показатель: "Качество услуг". В рамках показателя "Качество услуг" оценивается описание участником электронного конкурса оказание услуг по шкале предельных величин значимости показателя "Качество услуг", представленной в Таблице N1 настоящего пункта конкурсной документации. По каждой заявке членами комиссии оценивается качество услуг на основе представленной информации в заявке на участие в электронном конкурсе в соответствии с учетом требований, установленных Таблицей N 1 настоящей документации и требованиями проекта государственного контракта. Оценка заявок по показателю "Качество услуг" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов). При оценке заявок по показателю "Качество услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и содержащая наиболее полные и качественные сведения. Количество баллов, которые присваиваются по значению критерия, зависит от наличия или отсутствия, а также соответствия описания разделов участником электронного конкурса оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве услуг по разделам), требованиям, которые изложены в настоящей документации. Оценке подлежит наличие в заявке участника электронного конкурса развернутого описания предложения о качестве услуг по каждому из разделов.
2.4.2. В описательной части каждого из разделов таблицы N1 должны быть представлены сведения и информация, предусмотренные конкурсной документацией, в том числе проектом Государственного контракта и приложений к нему. Баллы по значению критерия присваиваются в соответствии с предельными величинами значимости, указанные в таблице N1 в зависимости от степени проработанности предложения участника электронного конкурса, исходя из оценки возможностей участника качественно и в срок оказывать услуги по предмету контракта. В случае непредоставления сведений или предоставления сведений не в полном объеме, не детализированных, не конкретизированных, не структурированных в части разделов, где эти требования установлены конкурсной документацией, без привязки каждого раздела к Объекту, несоответствующих требованиям, установленным в конкурсной документации, сведений, не соответствующих потребностям конкурсной документации, сведений по ссылкам на недействующие нормативные документы и нормативно-правовые акты, сведений не соответствующих описанию выполняемых работ или сведений относящихся к предмету другого контракта (договора), соответствующему разделу заявки на участие в открытом электронном конкурсе присваивается 0 баллов
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.10.2021 N92-2 заявке ООО "Лидер" (заявка N7) присвоено 0 баллов, по критериям, установленным конкурсной документацией.
Комиссия отмечает, что доводы Заявителя сводятся к несогласию Общества с количеством присвоенных баллов и пересмотру результатов оценки заявок.
Вместе с тем, согласно ч.12 ст.99 Закона о закупках при проведении плановых и внеплановых проверок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Исходя из чего, довод Заявителя не может быть признан обоснованным.
В отношении довода Заявителя о допущенных Заказчиком нарушениях при формировании Конкурсной документации (нарушения ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках) Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении закупки, конкурсной документации окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 24.09.2021 г. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 11.10.2021 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
На основании изложенного, жалоба ООО "Лидер" на положения конкурсной документации не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки действий Заказчика при формировании Конкурсной документации Комиссией установлено следующее.
В пункте 8.3.18. Контракта указано, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 N 928 "Об утверждении правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения", Исполнитель обязан использовать для оказания услуг по содержанию машины, оборудованные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, при необходимости с датчиками рабочих органов механизмов, подключенными к бортовому навигационно-связному терминалу и к единой автоматизированной системе диспетчерского контроля выполнения госзаказа на содержание автомобильных дорог федерального значения, функционирующей у Заказчика.
Дорожные машины, используемые при оказании услуг по содержанию Объекта должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 31544-2012 и ОСТ 218.011-99 в части специальных требований к их безопасности (наличие световозвращающего покрытия, опознавательных знаков и надписей, устройств освещения и световой сигнализации (проблесковых маячков желтого или оранжевого цвета)).
Комиссия отмечает, что постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 N 928 "Об утверждении правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения" утратило силу с 01.01.2021 г.
Также, действие ОСТ 218.011-99 не определено законодательством. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 1 84-ФЗ "О техническом регулировании".
В пункте 8.3.70 Контракта указано: Обеспечить разработку/корректировку (по необходимости) и согласование с Заказчиком в течение двух месяцев с момента заключения Контракта проект организации дорожного движения (далее - ПОДД). ПОДД должен соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правил, стандартов, технических норм и других нормативно правовых актов, на основе Приказа Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 года N 480 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения" (в случае необходимости).
Комиссия отмечает, что приказ Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 года N 480 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения" является недействующим, утратил силу в РФ с 01.01.2021 г.
Также, согласно пункту 2.9.2 Приложения N4 к проекту контракта 2.9.2. При разработке данного Регламента Исполнителю следует учитывать положения Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", иных нормативных документов по согласованию с Заказчиком.
Комиссия отмечает, что данный нормативный документ является недействующим, утратил силу с 11.10.2017 г.
Комиссия отмечает, что Заказчиком при формировании Конкурсной документации также допущены иные аналогичные нарушения, связанные с использованием нормативных актов, утративших силу или признанных недействующими на момент формирования документации.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеописанные действия заказчика противоречат положениям ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИДЕР" на действия ФКУ Упрдор "Прикамье", Комиссии N4, осуществляющая функции по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Коми. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание КПДК, ПУИД, ПВК и информационные табло. (изв. N 0315100000321000092) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ЛИДЕР" на положения конкурсной документации не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках, выявленное в рамках внеплановой проверки.
4. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "Центр диагностики комплексной инфраструктуры" (вх. N 016970/э от 11.10.2021 г.).
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 октября 2021 г. N 016968/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021