Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПМК-СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку расходного медицинского материала (колющие) (изв. N 0356500006121000090),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500006121000090 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходного медицинского материала (колющие).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500006121000090 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходного медицинского материала (колющие).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 473 854,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.10.2021 г.
По мнению Заявителя нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в отказе в допуске ООО "ПМК-СЕРВИС" к участию в аукционе в электронной форме на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона о закупках, в связи с непредоставлением в заявке информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ и п. 1 раздела 8 документации об аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.10.2021 N0356500006121000090-1заявка Заявителя (идентификационный номер заявки 15) отклонена от участия в аукционе на следующем основании: п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1 раздела 8 документации об аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 1 п. 3 раздела 12 документации об аукционе) Согласно инструкции аукционной документации. Требования к содержанию заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению П 3, в описании условий и предложений участник аукциона не должен допускать двусмысленных толкований.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе установлены в п. 1.1. раздела 8 Информационной карты.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о закупках документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о закупках аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о закупках, не допускается.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Основания отказа в допуске к участию в электронном аукционе содержатся в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.10.2021 N0356500006121000090-1.
Комиссия отмечает, что, исходя из формулировки, указанной в протоколе, не представляется возможным определить точную причину отклонения заявки ООО "ООО ПМК-Сервис", поскольку не указаны пункты заявки, которые не соответствуют аукционной документации.
Между тем, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, какие именно положениям закупочной документации не соответствует такая заявка и в какой именно ее части, с тем, чтобы исключить возможность заказчиков в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить в установленном законом порядке.
Таким образом, аукционной комиссией в нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не указано обоснование принятого решения об отказе в допуске к участию в аукционе с указанием положений заявки Заявителя на участие электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документации.
В указанных действиях Аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, рассмотрев предоставленные документы, в том числе пояснения Аукционной комиссии о причинах признания заявки не соответствующей аукционной документации, пришла к следующим выводам.
Пунктом 3 раздела 8 информационной карты установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать сведения, с учетом требований, предусмотренных п. 1 Раздела 8 Информационной карты настоящей документации.
Согласно положениям Инструкции по заполнению заявки установлено следующее:
п. 3. В описании условий и предложений участник аукциона не должен допускать двусмысленных толкований.
п. 8.1.4. Показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы слова "или", "либо", знак "/" должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
Например, в Техническом задании указаны, в том числе, следующие требования к объекту закупки:
В пп. 6 п. 3 к шприцу общего назначения (32.50.13.110-00004568) установлены следующие требования: изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств.
Вместе с тем, в Заявитель в своей заявке указал: изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств.
Слово "может" выражает неуверенность, предположение, неопределённость, допущение, то есть указанное слово можно толковать по-разному: может использоваться, а может и не использоваться.
Аналогичное указано в пп. 6 п. 1, пп. 6 п. 2, пп. 6 п. 4, пп. 6 п. 5 заявки Заявителя.
Таким образом, Заявитель в своей заявке N 15 в нарушение указанных положений Инструкции в составе первой части заявки в описании шприцов использовал слова, допускающие неоднозначное толкование.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае Аукционная комиссия правомерно признала заявку не соответствующей требованиям Аукционной документации. Доказательств обратного не представлено.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1) Комиссия, проанализировав заявки допущенных участников электронного аукциона, установила, что они также не соответствуют требованиям аукционной документации.
В пп. 4 п. 2 ТЗ к шприцу общего назначения (32.50.13.110-00004568) установлены следующие требования: стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей и (или) газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей и (или) газов их медицинских изделий (тела) (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания).
Вместе с тем, участник в заявке N 227 указал: стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей, лекарственных средств) в тело. либо извлечения.
В пп. 4 п. 5 ТЗ к шприцу инсулиновому (32.50.13.110-03189) установлены следующие требования: стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для подкожного введения инсулина пациенту; включает присоединенную с безопасным механизмом, например, с защитой цилиндра (лоскута) или с иглой, убираемой в цилиндр или гильзу после использования, что препятствует травмированию иглой и делает изделие более непригодным к использованию.
Вместе с тем, участник в заявке N 227 указал: стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для подкожного введения инсулина пациенту; включает присоединенную с безопасным механизмом, с защитой цилиндра с иглой, убираемой в цилиндр после использования, что препятствует травмированию иглой, делает изделие непригодным к использованию.
Аналогичные характеристики установлены в заявках N 54 и 210.
Комиссия приходит к выводу, что участники в заявках N 227, 54 и 210, в нарушение положений Инструкции в составе первой части заявки в описании шприца, не указали конкретные (одно) значения характеристики поставляемого товара.
Таким образом, действия комиссии были осуществлены неправомерно, и заявки N 54, N 210, N 227 были допущены к участию в аукционе незаконно.
Следовательно, аукционная комиссия, приняв неправомерное решение о допуске к участию в аукционе заявок N 54, N 210, N 227, допустила нарушение ч. 3 ст. 67 Закона о закупках.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что Аукционная комиссия при рассмотрении заявок и принятии решения о допуске или отказе должна руководствоваться принципом единого и равного подхода и толковании положений аукционной документации и заявки.
2) В соответствии с положениями Закона о закупках Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
3. В описании условий и предложений участник аукциона не должен допускать двусмысленных толкований.
7.3. конкретные показатели поставляемого (используемого) товара, соответствующие значениям, установленным в документации.
8.1.2. Если при описании показателей Заказчик использовал такие слова как: "более", "менее", "выше", "свыше", "ниже", знаки ">", "<": участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки.
8.1.4. Показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы слова "или", "либо", знак "/" должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
Показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы слова "и/или", и(или) участник вправе выбрать, определить одно или несколько конкретных значений и указать их в своей заявке.
8.1.5. Показатели, значения которых заданы перечислением (через запятую, союз "и"), должны быть отражены в заявке в полном объеме.
Указанные положения инструкции не коррелируют с характеристиками поставляемого товара, установленными в ТЗ.
Например, в пп. 4 п. 15 ТЗ Заказчиком установлено: набор стерильных изделий и материалов, предназначенных для использования при кратковременной (сроком не более 30 дней) катетеризации центральных вен с целью проведения различных (т.е., неспециализированных) процедур инфузии и (или) аспирации.
Исходя из положений Инструкции по заполнению заявки, участник должен указать конкретное количество дней. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что период использования набора для катетеризации не может быть установлен конкретным значением, в данном случае, такая характеристика является максимальным значением.
Также, например, в пп. 4 п. 5 ТЗ Заказчиком установлено: стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для подкожного введения инсулина пациенту; включает присоединенную с безопасным механизмом, например, с защитой цилиндра (лоскута) или с иглой, убираемой в цилиндр или гильзу после использования, что препятствует травмированию иглой и делает изделие более непригодным к использованию.
Исходя из положений Инструкции по заполнению заявки, участник не должен использовать слово "более". Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в данном случае слово "более" имеет иное смысловое значение.
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки и технического задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, аукционная документация вводит в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Данная позиция УФАС по Пермскому краю подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Следовательно, в ходе внеплановой проверки, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПМК-СЕРВИС" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходного медицинского материала (колющие) (изв. N 0356500006121000090) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч. 3 ст. 67, п. 2 ч. 6 ст. 67, Закона о закупках.
4. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание;
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 октября 2021 г. N 017031/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2021