Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЭКСПЕРТ" (далее - общество, податель жалобы) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание комплексных клининговых услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий объектов СибГУ им. М.Ф. Решетнева" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКСПЕРТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100031921000104.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон, посредством интернет-видеоконференции.
В интернет-видеоконференции принял участие представитель ООО "ЭКСПЕРТ" (на основании доверенности), представитель заказчика (на основании доверенности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно выбрал коды позиций КТРУ при формировании аукционной документации на право заключения контракта на оказание комплексных клининговых услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий объектов СибГУ им. М.Ф. Решетнева.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России заказчиком были представлены письменные пояснения, согласно которым обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и обусловлены потребностью заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание комплексных клининговых услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий объектов СибГУ им. М.Ф. Решетнева.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.02.2017 N 145 утвердило Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила КТРУ).
Согласно пункту 5 Правил КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога), таким образом, изменение характеристик или добавление новых требуется обосновать в описании закупки.
Согласно пункту 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Описание объекта закупки изложено в Техническом задании (приложение N 1 к Информационной карте электронного аукциона (далее - Описание объекта закупки).
Комиссией установлено, что заказчиком применена информация, содержащаяся в позициях КТРУ 81.21.10.000-00000007 и 81.21.10.000-00000005, при этом, поскольку у заказчика в силу потребности возникли дополнительные требования к закупаемой услуге, заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 5 Правил КТРУ, обосновав такую потребность сформировал Описание объекта закупки с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Податель жалобы настаивает, что услуги, описанные заказчиком в разделе 1 и разделе 2 Технического задания, многообразны и представляют собой комплекс услуг, который значительно шире услуг, для описания которых может быть установлены коды позиций КТРУ 81.21.10.000-00000005 и КТРУ 81.21.10.000-00000007. И для описания таких услуг отсутствует КТРУ.
В Описании объекта закупки содержится, предусмотренное пунктом 6 Правил КТРУ, обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога), а именно: указаны дополнительные требования, установленные для обеспечения надлежащего оказания услуг, обеспечивающих безопасные условия эксплуатации объектов, на которых оказываются услуги.
Из пояснений заказчика установлено, что Услуги по уборке помещений включены в позицию КТРУ за номером 81.21.10.000- 00000007 (обязательно для применения с 15.09.2021), которая содержит в себе, в том числе профессиональных уход за поверхностями.
Согласно ГОСТ Р 51870-2014 национальный стандарт Российской Федерации, услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия под профессиональной уборкой - клининговыми услугами деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг.
Под уходом за поверхностями понимается восстановление и поддержание эстетических свойств поверхностей, подготовка к нанесению и нанесение на них различных защитных покрытий: грунтовок, лаков, мастик, полиролей, пропиток, для защиты от внешних воздействий и улучшение условий уборки (ГОСТ Р 51870-2014).
Таким образом, включение заказчиком при описании объекта закупки: полировку мраморной поверхности пола; полировку зеркал с использованием ручного инвентаря и моющих средств; полировка металлических смесителей, сифонов (хромированных, из нержавеющей стали и т.п.) с использованием специальных химических средств в туалетных комнатах; удаление спонтанных загрязнений со стен и дверей; очистка и полировка изделий из нержавеющей стали, цветных и драгоценных металлов с использованием специальных химических средств; полировка мраморной поверхности пола, удаление локальных загрязнений с использованием специальных химических средств, не противоречит требованиям ГОСТ Р 51870-2014, а также характеристикам услуги каталога КТРУ.
Относительно довода жалобы о включении заказчиком в техническое задание услуг, которые не могут быть отнесены к услугам профессиональной уборки по смыслу ГОСТ Р51870-2014, а именно: удаление спонтанных загрязнений, грязи, пыли с различных поверхностей (стен, дверей, окон, зеркал, пола, потолка, ковровых покрытий, светильников, вытяжки, грязезащитных и антискользящих покрытий, мебели, коробов для проводов); влажная уборка полов; очистка мебели, выключателей, разетов; очистка корпусов инженерного оборудования (вентиляционные короба и решетки, электрические короба, выключатели, розетки, радиаторы отопления, трубы водоснабжения и отопления, датчики охранно-пожарной сигнализации); сбор и вынос мусора; очистка сантехники; расстановка передвижной мебели; очистка и дезинфекция дверных ручек (ежедневно, многократно); сухая уборка текстильной обивки мебели; уход за цветами, растениями (посадка, пересадка, формирование кроны, подкормка удобрениями, уничтожение вредителей, полив и т.д.); комплектация туалетных комнат дозаторами и жидким туалетным мылом, диспенсерами с туалетной бумагой и одноразовыми полотенцами, туалетными ершиками (согласно таблицы N 5); комплектация медкабинетов дозаторами и жидким туалетным мылом, диспенсерами и одноразовыми полотенцами (согласно таблицы N 5); очистка и дезинфекция поверхностей мебели, спортивного инвентаря; специализированные работы по чистке и обслуживанию бассейнов (чаш Дворца водного спорта, мытье и дезинфекция решеток перелива, полов, саун, душевых, раздевалок и т.д.); мытье фасада с применением автовышки и аппарата высокого давления, поясняем следующее.
Все вышеперечисленные требования к оказываемым услугам попадает под понятия содержащиеся в ГОСТ Р 51870-2014 таких как, дезинфекция поверхностей (дезинфекция) подразумевает уничтожение или удаление патогенных микроорганизмов на различных поверхностях объектов и предметах (п. 3.4), и в целом попадает под понятие "профессиональная уборка" (п. 3.1).
Так же комиссией установлено, что при описании объекта закупки в отношении услуг по уборки территории, заказчиком использован КТРУ 81.21.10.000-00000005: Услуги по уборке территорий (обязательна для применения с 15.09.2021).
Пунктом 3.1 ГОСТ 51870-2014 под профессиональной уборкой понимается совокупность организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации объектов недвижимости, территорий, транспорта, и направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния.
Таким образом, уборка территории также регулируются общими правилами ГОСТ 51870-2014, и распространяет свое действие на данные услуги описание объекта закупки согласно КТРУ.
Заказчиком включено дополнительное описание функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик услуги, в частности: сборка и вынос мусора в установленное место; посыпка противогололедным реагентом; скол сосулек с козырьков, в т.ч. с привлечением автовышек; поддержание чистоты фасадов, уличных информационных табличек; сброс и утилизация снега с кровли здания; чистка грязезащитных покрытий, в том числе промывка покрытий; уход (восстановление) за газонами, вт.ч. посадка травы, за клумбами/вазонами, в т.ч. посадка цветов; кошение газона; полив газона, клумб, вазонов; побелка деревьев и кустарников; санитарная и омолаживающая обрезка кустов и деревьев; подкормка газона удобрениями; уходу за хвойными, лиственными деревьями и кустарниками, живой изгородью (стрижка, подкормка удобрениями, мульчирование, обработка, рыхление почвы); уходу за почвопокровными растениями (обрезка, полив, подкормка и т.д.), в связи с потребностью заказчика и на основании пунктов 5-6 Правил использования КТРУ.
Относительно довода жалобы о том, что при выборе КТРУ заказчиком не была учтена, специфика объектов, подлежащих уборке, в частности бассейнов, поясняем следующее, КТРУ не содержит в себе отнесение к кому то либо объекту, следовательно, уборка такого объекта как бассейн осуществляется в соответствии с общими правилами уборки.
Исследовав описание объекта закупки, Комиссия установила, что в аукционной документации уполномоченным органом, исходя из потребности заказчика, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуги, установлены максимальные, минимальные, неизменные показатели характеристик услуг, позволяющие определить потребность заказчика.
Комиссия отмечает, что указание заказчиком характеристик и показателей услуг, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования технической документации заказчика не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, не ограничивают число участников проводимой закупки, поскольку заказчиком применены показатели, касающиеся технических и качественных характеристик услуг, также указаны максимальные и минимальные значения некоторых параметров; показатели, которые не могут быть изменены.
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым услугам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к услугам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам, а также причины их установления.
В то же время Комиссия учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если у Комиссии отсутствуют доказательства того, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица. Более того, на участие в аукционе подано 10 заявок на участие, 8 из которых признаны соответствующими требования аукционной документации, что свидетельствует об отсутствии ограничению конкуренции.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки документации о проведении электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Кроме того, Комиссия отмечает, что предложенный подателем жалобы ОКПД 2 81.29.10.000 никак не влияет на содержание Описания объекта закупки в том объеме, в котором оно изложено в аукционной документации.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о том, что заказчик неправомерно выбрал коды позиций КТРУ при формировании аукционной документации на право заключения контракта на оказание комплексных клининговых услуг по уборке внутренних помещений и прилегающих территорий объектов СибГУ им. М.Ф. Решетнева, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Что касается непосредственно обоснования начальной (максимальной) цены контракта Комиссия отмечает, что пунктом 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов. В полномочия ФАС России и ее территориальных органов входит контроль за соблюдением заказчиками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в извещении и документации о проведении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта. В рассматриваемом случае обоснование начальной (максимальной) цены контракта в конкурсной документации имеется.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "ЭКСПЕРТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.П. Безруких
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 октября 2021 г. N 024/06/105-2545/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021