Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "КИБ-ОРТО" на действия конкурсной комиссии Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) при проведении конкурса в электронной форме "На выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении конкурса.
Существо жалобы: несоответствие конкурсной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи при участии представителя подателя жалобы Радкевича П.И.
Заказчиком не обеспечено технической возможности для участия в рассмотрении жалобы путем видеоконференцисвязи.
Из содержания жалобы следует, что условия конкурсной документации не изменились и по-прежнему содержат условия ограничивающие возможности участников закупок предоставлять любые договора (контракты) для подтверждения квалификации участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ по производству протезов.
Также жалоба содержит доводы о нарушении конкурсной комиссией требований Закона о контрактной системе при оценке заявки подателя жалобы: "_участником закупки предоставлены документы подтверждающие выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в период с августа 2019 года по июль 2021 года в размере 574 (пятьсот семьдесят четыре) штуки, на общую сумму 262 224 448,86 руб. (двести шестьдесят два миллиона двести двадцать четыре тысячи четыреста сорок восемь рублей 86 коп).
Однако, единая комиссия по осуществлению закупок государственного заказчика присвоила участнику закупки ООО "КИБ-ОРТО" по критерию "Квалификация" - 0 балов".
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым конкурсная документация, действия конкурсной комиссии по оценке заявок соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок опенки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могу! быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности опенки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил, для оценки заявок (предложений) но каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) но нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Комиссия отмечает о том, что сведения и документы, которые участник закупки может предоставить для подтверждения опыта работы положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Требования Закона о контрактной системе и правил оценки заявок не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить успешный опыт выполнения работ по контракту (договору).
Комиссией установлено, что Заказчиком в Единой информационной системе в сети "Интернет" в соответствующем разделе обжалуемой закупки размещен документ "Извещение о внесении изменений от 24.09.2021". В указанном документе установлено, что в качестве документа, подтверждающего квалификацию участника закупки, подлежащую оценке, предоставляются контракты с актами выполненных работ (копии), заключенным и исполненным за последние 3 года.
При этом, Заказчиком в Единой информационной системе в сети "Интернет" в разделе "Критерии оценки" в действующей конкурсной документации не отражены данные изменения (документация содержит положение о том, что квалификация участника закупки будет оцениваться в соответствии с представленными копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ). Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе, согласно которому заявка подателя жалобы, содержащая договоры (не являющиеся государственными контрактами) оценена по указанным критериям в 0 баллов. При этом, Комиссия отмечает отсутствие в действиях конкурсной комиссии нарушений требований Закона о контрактной системе, поскольку конкурсная комиссия рассматривает заявки в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Необоснованное ограничение Заказчиком показателя "Квалификация участника закупки", имеющего опыт успешного выполнения работ по производству протезов не для государственных или муниципальных нужд, оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого открытого конкурса.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положения о предоставлении для соответствующей оценки участниками закупки в составе заявки исполненных контрактов на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей исключительно в рамках Закона и контрактной системе нарушают пункт 8 части I статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация о проведении электронного конкурса подлежит изменению. составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "КИБ-ОРТО" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования статей 32, 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном конкурсе.
4. Конкурсной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе закупки, продлить срок подачи заявок не менее чем на 10 дней, с момента размещения измененной аукционной документации в Единой информационной системе.
Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 октября 2021 г. N 024/06/105-2552/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021