Дата оглашения решения: 15 октября 2021 года город Иваново
Дата изготовления решения: 19 октября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
в отсутствие ИП Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А., Заявитель), представителей Администрации Ивановского муниципального района (далее - Заказчик) (информация о содержании, а также о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанным лицам),
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школы на 425 мест в д. Богданиха (2 этап) (номер извещения 0133300020021000161), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школы на 425 мест в д. Богданиха (2 этап) (номер извещения 0133300020021000161).
Согласно первому доводу жалобы, Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки, несоответствующие положениям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99).
В соответствии со вторым доводом жалобы, Заказчик необоснованно установил требование об отсутствии информации обо всех учредителях участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что не согласен с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные ИП Меньшиковым Р.А., Администрацией Ивановского муниципального района документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
01.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133300020021000161 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школы на 425 мест в д. Богданиха (2 этап), а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 92 845 989,50 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 11.10.2021 06:00;
- дата проведения аукциона в электронной форме - 11.10.2021;
- согласно протоколу признания электронного аукциона несостоявшимся N0133300020021000161-6 от 11.10.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы обоснованным в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
П. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением N99 утверждены обязательные дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
П. 2 Приложения N1 к Постановлению установлено, что к участникам закупок по выполнению работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей предъявляется требование к наличию за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с п. 30 Раздела N2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об установлении в документации о закупке дополнительных требований к участникам закупки с нарушением требований Постановления N99 и о наличии в действиях Заказчика нарушения положений ч. 4 ст. 31 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в п. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе:
фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица)
наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица.
П. 27 Раздела N2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке установлено, что информация об участнике закупки, в том числе информация о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица должна отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что свидетельствует о необоснованности довода жалобы.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
Как указано выше, Заказчик установил требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) соответствующей информации, однако, не указал требование об отсутствии в нем сведений, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии нарушений в действиях Заказчика положений ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия Администрации Ивановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительство школы на 425 мест в д. Богданиха (2 этап) (номер извещения 0133300020021000161) обоснованной в части первого довода.
2. Установить в действиях Администрации Ивановского муниципального района нарушение ч. 1.1, ч. 4 ст. 31 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Парфенова
_______________________________ А.О. Клюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 19 октября 2021 г. N 037/06/31-574/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2021