Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПФ "МЕТА" (далее - заявитель, Общество, ООО "КМ Северо-Запад") на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО") в лице филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск (далее также заказчик, филиал "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка Комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа "Кристалл 2000 М" или эквивалент с электронно-захватным (микро-ЭЗД) детектором" (извещение N 0352100018221000033) (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_>, директора Общества,
заказчика - <_>, директора филиала "ЦЛАТИ по Омской области" (доверенность N 714 от 30.04.2021), ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск; <_> (доверенность N 09 от 12.10.2021); <_> (доверенность N 679 от 11.10.2021); <_> (доверенность N 10 от 12.10.2021); <_> (доверенность N 645 от 24.12.2020)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9903э от 07.10.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 27.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352100018221000033 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 1803286,47 руб.
29.09.2021 в извещение и документацию об электронном аукционе вносились изменения.
04.10.2021 заказчиком размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона срок окончания рассмотрения первых частей заявок установлен заказчиком 08.10.2021.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и возражений заказчика, Комиссия установила следующее.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений частей 1 и 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного федерального закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Следует отметить, что в силу статьи 6 Федерального закона о контрактной системе наряду с принципом обеспечения конкуренции к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Комиссия считает необходимым отметить, что включение заказчиком в документацию об электронном аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, может повлечь нарушение норм законодательства о контрактной системе лишь при отсутствии обоснования специфики использования такого товара.
Объектом закупки является "Поставка Комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа "Кристалл 2000 М" или эквивалент с электронно-захватным (микро-ЭЗД) детектором".
Описание объекта закупки установлено заказчиком в приложении N 1 "Заказ на поставку Комплекса аппаратно-программного ля медицинских исследований на базе хроматографа "Кристалл 2000 М" или эквивалент с электронно-захватным (микро-ЭЗД) детектором" к документации об электронном аукционе (далее - приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
Заявитель считает, что заказчиком установлено требование к одной из характеристик необходимого к поставке товара "интервал между поверками, указанный в свидетельстве об утверждении типа средств измерений" - "не менее 2 года" в соответствии с которой в аукционе сможет участвовать только одна модель хроматографа "Кристалл 2000-М" единственного производителя ЗАО СКБ "Хроматэк".
По мнению Общества, межповерочный интервал не влияет на метрологические характеристики хроматографа, в связи с чем без всякой потери качества закупаемого товара, для обеспечения реальной конкуренции, требования к межповерочному интервалу могут быть снижены до одного года.
Не соглашаясь с жалобой заявителя заказчиком в письменных возражениях, в частности указано на то, что при формировании требований к оборудованию учитывалась необходимость несения расходов за счет бюджетных средств на проведение периодической государственной поверки закупаемого оборудования в процессе эксплуатации.
Заказчик полагает, что потребность в наличии межповерочного интервала, равного двум годам не ограничивает право участия в спорном аукционе ООО НПФ "МЕТА".
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2019 N 1502 "Об утверждении рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений" рекомендуемое предельное значение интервалов между поверками средств измерений для хроматографов газовых и жидкостных универсальных составляет 1 год.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
В указанный перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включен код "26" в соответствии с ОКПД2, который установлен заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0352100018221000033.
В соответствии с частью 1.1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Правительство РФ прямо запретило заказчикам при закупке в рамках Федерального закона о контрактной системе радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878, использовать какие-либо иные характеристики такой продукции, кроме тех, что содержатся в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации об аукционе заказчиком были установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878.
При этом в извещении о проведении электронного аукциона N 0352100018221000033 и документации об электронном аукционе заказчиком установлен код ОКПД2 "26.51.53.190".
К данному коду ОКПД2 относятся "Приборы и аппаратура для физического или химического анализа прочие, не включенные в другие группировки".
В свою очередь в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по коду ОКПД2 "26.51.53.190" перечислены следующие позиции: "26.51.53.190-00000003 "Трубка для демонстрации конвекции в жидкости", "26.51.53.190-00000005 "Поликарбонатная вакуумная фильтрационная установка", "26.51.53.190-00000008 "Анеморумбометр", "26.51.53.190-00000011 "Беспилотный летательный аппарат (дрон)", "26.51.53.190-00000001 "Трубка для демонстрации конвекции в жидкости", "26.51.53.190-00000002 "Трубка для демонстрации конвекции в жидкости", "26.51.53.190-00000004 "Поликарбонатная вакуумная фильтрационная установка", "26.51.53.190-00000006 "Анеморумбометр", "26.51.53.190-00000007 "Анеморумбометр", "26.51.53.190-00000009 "Беспилотный летательный аппарат (дрон)", "26.51.53.190-00000010 "Беспилотный летательный аппарат (дрон)".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что под товар, закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона, исходя из предмета аукциона подпадает код ОКПД2 "26.51.53.140" - "Приборы универсальные для определения состава и физико-химических свойств газов, жидкостей и твердых веществ".
В Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по коду ОКПД2 "26.51.53.140" присутствуют следующие позиции: "26.51.53.140-00000001 "Хроматограф газовый", "26.51.53.140-00000002 "Хроматограф газовый", "26.51.53.140-00000003 "Хроматограф газовый", соответственно заказчик обязан был использовать исключительно информацию, включенную в соответствующую позицию.
В рассматриваемом случае, заказчик, несмотря на то, что закупаемый товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства N 878, установил дополнительные требования к оборудованию, в том числе требование к интервалу между поверками, что является нарушением положений части 2 статьи 8, части 6 статьи 23 и части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия признала жалобу заявителя обоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 71 Федерального закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 71 Федерального закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
Согласно информации, поступившей от оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 9955э от 08.10.2021) на участие в электронном аукционе была подана одна заявка.
Вместе с тем, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 71 Федерального закона о контрактной системе заказчиком и его аукционной комиссией заявка единственного участника аукциона не была рассмотрена, соответственно не был оформлен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе.
Указанное нарушение, как следует из пояснений представителей заказчика, было допущено в связи с ошибочным предположением заказчика о приостановлении осуществления закупки полностью до рассмотрения жалобы ООО "НПФ "МЕТА" по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПФ "МЕТА" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО") в лице филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка Комплекса аппаратно-программного для медицинских исследований на базе хроматографа "Кристалл 2000 М" или эквивалент с электронно-захватным (микро-ЭЗД) детектором".
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО") в лице филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск нарушение требований части 2 статьи 8, части 6 статьи 23, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 3 части 1 статьи 71 Федерального закона о контрактной системе, пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО") в лице филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск предписание.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 октября 2021 г. N 055/06/33-996/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021