Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференции обращение государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской" (далее - Заказчик, Учреждение) исх. N 667 от 06.10.2021 (вх. N 5800 от 08.10.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Бирюза" (ИНН 6324070898; 445009, г. Тольятти, ул. Горького, дом 57, квартира 90) (далее - Общество, ООО "Бирюза", Поставщик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 13.08.2021 N 0366200035621004081 на поставку дезинфицирующих средств (закупка N 0366200035621004081, реестровый номер контракта 2710702840321000102) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителей Заказчика по доверенности;
- - представителя ООО "Бирюза" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
06.10.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (закупка N 0366200035621004081) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об Электронном аукционе размещены 07.07.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 037 671,40 рублей.
13.08.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Бирюза" заключен Контракт на сумму 918 339,12 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в установленный срок поставить Заказчику дезинфицирующих средств (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, и с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1 "Техническое задание" приложения N 2 к Контракту поставке подлежит следующий товар:
N п/п |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения |
Кол-во товара |
1. |
Средство дезинфицирующее |
Килограмм |
120 |
2. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
500 |
3. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
70 |
4. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
450 |
5. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
150 |
6. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
50 |
7. |
Средство дезинфицирующее |
Упаковка |
134 |
8. |
Средство дезинфицирующее |
Упаковка |
167 |
9. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
200 |
10. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
70 |
11. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
400 |
12. |
Дезинфицирующее средство |
Литр; кубический дециметр |
40 |
13. |
Индикаторная полоска |
Штука |
500 |
14. |
Индикаторная полоска |
Штука |
100 |
15. |
Индикаторная полоска |
Штука |
100 |
Общие требования к товару установлены в пункте 2 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту.
Раздел 4 устанавливает следующие сроки и порядок поставки товара:
"4.1. Срок поставки товара: с момента заключения Контракта по 30 ноября 2021 года партиями по заявкам Заказчика.
4.2. Поставка товара осуществляется отдельными партиями, в течение 10 (десяти) дней со дня направления Заказчиком заявки в адрес Поставщика. Периодичность поставок товара: не более 1 (одного) раза в месяц. По согласованию с Поставщиком, в случае возникновения потребности, поставка осуществляется в течение 3 (трех) дней со дня направления Заказчиком соответствующей заявки. По запросу Заказчика возможна единовременная поставка товара.
Поставка товара осуществляется с выполнением погрузо-разгрузочных работ. Упаковка товара и грузовая тара должны обеспечивать сохранность товара, исключить его порчу и уничтожение при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и хранении. Поставщик должен уведомить Заказчика о времени и дате поставки товара телефонограммой или по факсимильной связи.
Поставщик обязан обеспечить адаптацию расходных материалов и/или реактивов на оборудовании Заказчика.
При эксплуатации оборудования на расходных материалах и/или реактивах качество исследования должно соответствовать значениям контрольных материалов.
В процессе использования расходных материалов и/или реактивов должна быть обеспечена безотказная работа оборудования на протяжении всего срока использования.
4.3. Поставщик осуществляет поставку товара (партии товара) по адресу (место поставки): г. Тула, ул. Революции, д. 4 (до места хранения)".
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок действия Контракта: с момента заключения Контракта до "31" декабря 2021 года (включительно) (срок действия Контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Поставщиком по Контракту, оплаты за поставленные товары за все партии).
Разделом 5 Контракта определен порядок приемки товара.
Из письменных пояснений сторон и из материалов настоящего дела установлено следующее.
18.08.2021 Заказчик направил Поставщику заявку на адрес электронной почты, указанный в разделе 14 Контракта и согласованный его сторонами, с просьбой поставить товар по всему ассортименту.
По состоянию на 30.08.2021 указанная заявка не была исполнена Поставщиком.
31.08.2021 Заказчик повторно направил Поставщику аналогичную заявку на поставку товара.
09.09.2021 Поставщик осуществил поставку товара (товарные накладные N 386, 387 от 08.09.2021).
16.09.2021 Заказчик провел внутреннюю экспертизу, в результате которой составил акт, содержащий, в том числе, следующую информацию:
"09.09.2021 в рамках исполнения Контракта Поставщик посредством третьих лиц осуществил поставку товара по товарным накладным N386 и N387 от 08.09.2021 года. Фармацевтом Учреждения проведена проверка на соответствие количества, ассортимента, страны происхождения, целостности упаковки товара; главной акушеркой Учреждения проведена проверка соответствия товара, сопроводительных документов, документов качества условиям контракта. Настоящей проверкой установлено следующее:
- поставлено 22 (двадцать два) тарных места: "БиаСептПро" - 16 мест (160 флаконов емкостью 1 литр) целостность упаковок не нарушена (коробки содержат вложение дозаторов помпового типа в количестве 150шт); "Биасепт" 1 место (10 флаконов емкостью 1 литр); "БиаДезин"- 5 мест (50 флаконов емкостью 1 литр); "Полоски индикаторные химические для экспресс-контроля концентраций рабочих растворов дезинфицирующего средства "БиаДезин" - I место (пластиковый пакет, содержащий 100шт полосок).
- документы поставки (товарные накладные, счета и счет-фактуры) не имеют указания на товарные знаки/ торговые наименования товара; сопроводительное письмо (или иной документ) о соответствии товара тому или иному пункту спецификации не прилагается. - На упаковках (таре) имеется информация о товаре: Наименование, Производитель, Форма выпуска, Дата выпуска, Номер серии/партии. - Проверка соответствия товара условиям контракта, в том числе, конкретным показателям, указанным в спецификации к контракту, осуществлялась путем соотнесения требуемого к поставке количества товара (заявки N 543 от 18.08.2021 и 570 от 31.08.2021), цены за единицу и фактически поставленного товара в ассортименте и количестве".
16.09.2021 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи партии товара по товарным накладным N 386, 387 от 08.09.2021 (письмо от 16.09.2021 N 610) следующего содержания:
"В результате проведенной внутренней экспертизы поставленного товара Заказчиком выявлены нарушения:
- не соответствие п.п. 4.5, 4.6.2, 4.6.3, 5.5, 6.6, 12.2, 12.4, 12.5, 13.2 раздела 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту;
- отсутствие в поставке товара, соответствующего позициям 1, 2, 3, 7, 8, 10, 11, 14, 15 Контракта в количестве, указанном в заявках за исх. N 543 от 18.08.2021 и за исх. N570 от 31.08.2021;
- отсутствие инструкция к позиции 9, в связи с чем невозможно определить соответствие дезинфицирующего средства техническому заданию;
- нарушены сроки поставки товара.
Заказчик требует от поставщика устранить вышеуказанные недостатки в течение 10 (десяти) дней с момента получения настоящего мотивированного отказа от подписания акта приемки-передачи партии товара.
Повторную поставку осуществить в срок, не позднее 26.09.2021.
_
Дополнительно сообщаю, что в связи с неоднократным нарушением сроков поставки 16.09.2021 Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта".
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров.
Вследствие того, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара по заявкам от 18.08.2021 и от 31.08.2021, при этом неоднократно нарушив сроки поставки товара, 16.09.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 16.09.2021 направлено на два адреса электронной почты ООО "Бирюза", указанные в Контракте; 16.09.2021 направлено Поставщику заказным письмом (РПО 30004163076873, получено адресатом 24.09.2021); 16.09.2021 размещено в единой информационной системе.
Следовательно, обязанности по направлению Поставщику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления ООО "Бирюза" о принятом решении Заказчиком соблюдены.
17.09.2021 Поставщик осуществил поставку товара без сопроводительных документов.
22.09.2021 Заказчик провел внутреннюю экспертизу, в результате которой составил акт, содержащий, в том числе, следующую информацию:
"17.09.2021 Поставщик посредством третьих лиц доставил товар без накладных. Фармацевтом Учреждения проведена проверка на соответствие количества, ассортимента, страны происхождения, целостности упаковки товара условиям контракта, главной акушеркой Учреждения проведена проверка на соответствие наименования товара, документов качества условиям Контракта. Настоящей проверкой установлено следующее:
- поставлено 4 (тарных) места: "Савир Окси" - 2 места (15 флаконов емкостью 1 литр) без коробки ( обмотанные полиэтиленом); "Савир Спрей в виде салфеток" - 2 места (30 банок по 60 салфеток).
- документы поставки (товарные накладные, счета и счет-фактуры) при поставке не обнаружены; сопроводительное письмо (или иной документ) о соответствии товара тому или иному пункту спецификации не прилагается.
-на упаковках (таре) имеется информация о товаре: Наименование, Производитель, Форма выпуска, Дата выпуска, Номер серии/партии.
- проверка соответствия товара условиям Контракта, в том числе, конкретным показателям, указанным в спецификации к Контракту, осуществлялась путем соотнесения характеристик, изложенных в инструкциях на дезинфицирующие средства "Савир окси" и "Савир спрей", сопровождающих предыдущую поставку".
22.09.2021 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи партии товара по поставке от 17.09.2021 (письмо от 22.09.2021 N 617) следующего содержания:
"В результате проведенной внутренней экспертизы поставленного товара Заказчиком выявлены нарушения:
- поставленный товар не соответствует условиям Контракта (конкретным показателям, указанным в спецификации), что изложено в таблице N 3.
- отсутствие сопроводительных документов (товарные накладные. Акт приема-передачи, инструкции по применению, СГР, паспорта качества);
- отсутствие в поставке товара, соответствующего позициям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15 Контракта в количестве, указанном в заявках за исх. N 543 от 18.08.2021 и за исх. N 570 от 31.08.2021.
- нарушены сроки поставки товара.
- участником не предоставлены требуемая информация о наличии у предлагаемых средств товарных знаков. Участник предоставил в предыдущей поставке от 09.09.2021 копии Свидетельств о государственной регистрации дезинфицирующих средств "Савир спрей", "Савир Окси", которые имеют зарегистрированный в установленном законом порядке товарный знак "Савир".
В ответ на мотивированные отказы от 16.09.2021, от 22.09.2021 Поставщик направил Заказчику письмо без номера без даты, в котором сообщил о несогласии с некоторыми доводами о несоответствии требованиям Контракта ряда позиций поставленного 09.09.2021 и 17.09.2021 товара. Кроме того указанное письмо содержит следующую информацию:
"В адрес производителя ООО "Савир" направлен запрос о разъяснении вопроса по области применения дезинфицирующего средства "Савир Спрей" в виде салфеток.
Весь недопоставленный товар и документы будут поставлены в кратчайшие сроки, за задержку исполнения обязательств ООО "Бирюза" готово нести ответственность предусмотренную условиями заключенного Контракта".
27.09.2021 Поставщик осуществил поставку товара в соответствии с товарной накладной N 446.
28.09.2021 Поставщик осуществил поставку товара в соответствии с товарными накладными N 447, 453.
29.09.2021 Поставщик направил Заказчик письмо исх. N 70, в котором просит отменить принятое Решение об одностороннем расторжении контракта, так как поставка необходимого товара осуществлена, а также приносит извинения за несвоевременное исполнение обязательств по Контракта со своей стороны.
05.10.2021 Заказчик провел внутреннюю экспертизу товара по товарной накладной N 446 от 27.09.2021, в результате которой составил акт, содержащий, в том числе, следующую информацию:
"Настоящей проверкой установлено следующее:
- Поставлено 21 (тарных) места: "Милис Форте с дозатором" - 14 мест (135 флаконов емкостью 1 литр + дозатор); "Форицид актив" - 4 места ( 3 места - 3 коробки по 9 кг ( 6 шт по 1,5 кг) и 1 место - коробка (1 контейнера по 1,5 кг); Салфетки БиаКлин - 2 места ( 2 коробки по 20 банок, в банке 60 салфеток); 1 место (Тест полоски к Биадез - 1 упак).
- документы поставки (товарные накладные, счета и счет-фактуры) не имеют указания на товарные знаки/торговые наименования товара; сопроводительное письмо (или иной документ) о соответствии товара тому или иному пункту спецификации не прилагается.
- на упаковках (таре) имеется информация о товаре: Наименование, Производитель, Форма выпуска. Дата выпуска, Номер серии/партии.
- проверка соответствия товара условиям Контракта, в том числе, конкретным показателям, указанным в спецификации к Контракту, осуществлялась путем соотнесения требуемого к поставке количества товара (заявки N 543 от 18.08.2021 и 570 от 31.08.2021), цены за единицу и фактически поставленного товара в ассортименте и количестве".
05.10.2021 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи партии товара по поставке от 27.09.2021 (письмо от 05.10.2021 N 658) следующего содержания:
"27.09.2021 в рамках исполнения Контракта Поставщик посредством третьих лиц осуществил поставку товара по товарным накладным N 466 от 27.09.2021.
При проведении внутренней экспертизы Заказчиком было проверено качество предоставленных Поставщиком результатов исполнения Контракта в части их соответствия условиям Контракта.
В результате проведенной внутренней экспертизы поставленного товара Заказчиком выявлены нарушения:
- поставленный товар не соответствует условиям Контракта (конкретным показателям, указанным в техническом задании), что изложено в таблице N 3.
- отсутствие в поставке позиций 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, указанных в заявках за исх. N 543 от 18.08.2021 и за исх. N 570 от 31.08.2021.
- нарушены сроки поставки товара.
- индикаторные полоски, указанные в позиции 15, для визуального экспресс- контроля определения концентрации рабочих растворов дезинфицирующего средства N 10 с целью контроля приготовления и хранения рабочих растворов, не могут быть приняты, так как не поставлено дезинфицирующее средство, указанное в позиции 10.
- расхождение в значениях итоговых сумм, указанных в п. 1 и п. 5".
05.10.2021 Заказчик провел внутреннюю экспертизу товара по товарным накладным N 447, 453 от 28.09.2021, в результате которой составил акт, содержащий, в том числе, следующую информацию:
"Настоящей проверкой установлено следующее:
- поставлено 11 (одиннадцать) тарных места: "Дезилокс" - 10 мест (100 флаконов емкостью 1 литр) целостность упаковок не нарушена; 1 место - "Индикаторные полоски "Дезилокс N100".
- документы поставки (товарные накладные, счета и счет-фактуры) не имеют указания на товарные знаки/торговые наименования товара; сопроводительное письмо (или иной документ) о соответствии товара тому или иному пункту спецификации не прилагается.
- на упаковках (таре) имеется информация о товаре: Наименование, Производитель, Форма выпуска, Дата выпуска, Номер серии/партии.
- проверка соответствия товара условиям Контракта, в том числе, конкретным показателям, указанным в спецификации к Контракту, осуществлялась путем соотнесения требуемого к поставке количества товара (заявки N 543 от 18.08.2021 и 570 от 31.08.2021), цены за единицу и фактически поставленного товара в ассортименте и количестве.
_
N п/п, согласно т/з |
Наименование показателя |
Требуемые значения показателей, указанные в Техническом задании |
Соответствует/ не соответствует привезенный товар требованиям технического задания Контракта |
2. |
Средство дезинфицирующее |
|
Милис Форте |
2.1 |
Не содержит в составе амины |
Соответствие |
Не соответствует; В составе есть N, N-бис(3-аминопропил)-додециламин 0,2 |
3. |
Дезинфицирующее средство |
|
Милис Форте |
3.8. |
Средство предназначено для применения в детских лечебно-профилактических учреждениях, в том числе перинальных центрах, родильных домах для обшей и частичной санитарной обработки кожных покровов детей с самых первых дней жизни, в т.ч. перед каждой сменой подгузника и перед сном, для принятия душа и в качестве пены для ванн; омывания кожи материнской груди до и после кормления; гигиенической обработки рук детей; гигиенической обработки рук медицинского персонала с особо чувствительной и предрасположенной к воспалительным процессам кожи |
Наличие |
Не соответствует; Отсутствует назначение: родильных домах для обшей и частичной санитарной обработки кожных покровов детей с самых первых дней жизни, в т.ч. перед каждой сменой подгузника и перед сном, для принятия душа и в качестве пены для ванн; омывания кожи материнской груди |
_".
05.10.2021 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи партии товара по поставке от 28.09.2021 (письмо от 05.10.2021 N 659) следующего содержания:
"В результате проведенной внутренней экспертизы поставленного товара Заказчиком выявлены нарушения:
- поставленный товар не соответствует условиям Контракта (конкретным показателям, указанным в техническом задании), что изложено в таблице N 3.
- отсутствие в поставке товара, соответствующего позициям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15 Контракта и заявок за исх. N 543 от 18.08.2021 и за исх. N 570 от 31.08.2021.
- так как дезинфицирующее средство, указанное в позиции 11 не принято из-за несоответствия конкретным показателям, указанным в техническом задании, индикаторные полоски, указанные в позиции 14 не могут быть приняты.
- нарушены сроки поставки товара".
В ответ на мотивированные отказы от 05.10.2021 Поставщик направил Заказчику письмо без номера без даты, в котором сообщил о несогласии с некоторыми доводами о несоответствии требованиям Контракта ряда позиций поставленного 27.09.2021 и 28.09.2021 товара. Кроме того указанное письмо содержит следующую информацию:
"_
При изучении доводов мотивированного отказа, мы подтверждаем не соответствие товара по позиции второй и третьей, нами изучен рынок, найден товар соответствующий характеристикам, указанным в Контракте, оплачен и в кратчайшие сроки будет поставлен в Ваш адрес. В остальной части заявка исполнена в полном объеме.
_
Разъяснения от производителей ООО "Савир" и ООО НПК "Альфа", по мере поступления в наш адрес незамедлительно будут направлены Вам".
Из материалов дела Комиссией установлено, что товар, указанный в подпунктах 2, 3 пункта 1 приложения N 1 к Контракту, который подлежал поставке в соответствии с заявками Заказчика от 18.08.2021 и от 31.08.2021, передан Учреждению только 27.09.2021 по товарной накладной N 446. При этом, указанные товары не приняты Заказчиком по причине несоответствия некоторых характеристик требованиям, предусмотренным Контрактом (подпункт 2.4, 3.8 пункта 2 приложения N 1 к Контракту). Причем Поставщик в своем письме подтвердил, что действительно указанные товары не соответствуют требованиям Контракта.
Учитывая, что Решение об одностороннем отказе вступило в силу 05.10.2021, а Общество в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (24.09.2021) о принятом Заказчиком Решении фактически не устранило нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, у Учреждения отсутствовали основания для его отмены.
Таким образом, с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления указанного решения в силу, ООО "Бирюза" не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "Бирюза" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара, а так же соответствия характеристик, качества поставляемого товара требованиям, предъявляемым Заказчиком, является существенным для договора поставки.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523).
Учитывая то обстоятельство, что предметом Контракта в настоящем случае являлась поставка товаров, то в контексте Постановления Президиума ВАС РФ 14.02.2012 N 12632/11 предмет договора поставки, а также количество поставляемого товара относятся к существенным условиям такого договора.
При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара, в том числе надлежащего качества в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Своим бездействием Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на ООО "Бирюза" санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Ввиду данных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Поставщика вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Поставщика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Поставщиком условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "Бирюза" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Бирюза" (ИНН 6324070898; 445009, г. Тольятти, ул. Горького, дом 57, квартира 90); директор (учредитель (участник)) Мошков Виталий Андреевич, ИНН 632312089941), по причине одностороннего отказа государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской" от исполнения контракта от 13.08.2021 N 0366200035621004081 на поставку дезинфицирующих средств (закупка N 0366200035621004081, реестровый номер контракта 2710702840321000102).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бирюза" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.10.2021 |
08.10.2021 |
06.10.2021 |
0 |
08.10.2021 |
15.10.2021 |
15.10.2021 |
0 |
20.10.2021 |
20.10.2021 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 октября 2021 г. N 071/06/104-923/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021