Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУ "Жилищник района Северное Медведково",
в отсутствие представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СВАО", ООО "РМА" о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 08.10.2021 N ЕИ/61756/21,
рассмотрев жалобу ООО "РМА" (далее - Заявитель) ГБУ "Жилищник района
Северное Медведково" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению ежедневных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ГБУ "Жилищник района Северное Медведково" в 2022-2023 г. (Закупка N0373200017521001714) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.10.2021 N ЕИ/61756/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель оспаривает установление в п. 5.4.12 проекта контракта положения согласно которому Исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности (медицинских осмотров (предварительных) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее- Постановление N291).
Комиссией Управления установлено, что извещение о проведении аукциона размещено заказчиком 04.10.2021, вместе с тем, указанное постановление утратило силу 01.09.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - постановление Правительства N 852), указание на которое отсутствует в проекте контракта.
Таким образом Заказчиком при формировании аукционной документации допущено нарушение п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В жалобе Заявитель также обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в не установлении в техническом задании требования об обладании исполнителем лицензией на осуществление медицинской деятельности, наличие которой для подлежащих оказанию услуг прямо предусмотрено п.46 ст.12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства N 852.
В соответствии с п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении аукциона объектом закупки является оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в составе технического задания должно быть указано требование, о наличии у исполнителя следующих видов лицензий: лицензия на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послерейсовым, послесменным); при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
По мнению Заявителя данные пункты должны быть указаны в техническом задании Заказчика согласно положениям Постановления Правительства N 852, Постановления Правительства РФ N 475 от 26.06.2008 г. "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (далее - постановление Правительства N 475), а также приказа Минздрава России N 933н от 18.12.2015 г. "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (далее - приказ N 933н).
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является исключительно оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на организацию, осуществляющую возможность управления транспортными средства, возлагается требование о проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" производится разграничение таких видов медицинской как медицинские осмотры, в состав которых входит деятельность по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), и медицинских освидетельствований включающих в себя деятельность по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Согласно ч.1, п.4,5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В силу п.8 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
В свою очередь Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, согласно п.12 которого, по результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
П. 3.1 технического задания установлен состав услуг: сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса; выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
Вместе с тем, результатом в силу п.3.1.3 технического задания является заключение о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков) или же заключение об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Таким образом для оказания услуг по объекту закупки достаточно наличие у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Комиссия Управления также отмечает, что согласно правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов утвержденными постановлением N475 установлен порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида.
Согласно п. 4 вышеуказанных правил освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.
Также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" регулируются вопросы проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Вместе с тем исходя из положений технического задания данная деятельность не входит в состав услуг, поскольку проводится не лицами поименованными в пункте 4 правил утвержденных постановлением N475, более того, результатом осмотра является не медицинское заключение об установлении состояния опьянения или не установлении состояния опьянения (предусмотренное положениями приказа N 933н), а лишь заключение о наличии признаков указанного состояния, для выдачи которого, организации достаточно обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) (п.8 правил утвержденных приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).
Комиссия Управления также отмечает, что основным и непосредственным объектом закупки является оказание услуг составляющих медицинскую деятельность, то требование об обладании лицензией должно быть установлено не к исполнителю в составе технического задания, а непосредственно к участникам закупки в информационной карте аукционной документации.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным, поскольку требования к лицензии должны быть отражены в информационной карте аукционной документации, более того, для выдачи заключения о наличии или отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения без выдачи медицинского заключения об установлении состояния опьянения или не установлении состояния опьянения достаточно обладания организацией лицензией на осуществление медицинской деятельности, в том числе проведение медицинских осмотров (предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых).
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что в информационной карте аукционной документации не установлены надлежащим образом единые требования к участникам закупки, а также требования к составу второй части заявки.
Ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении аукциона объектом закупки является оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
П.16.1 информационной карты аукционной документации установлено единое требование к участникам закупки о соответствии участника закупки требованиям установленным п. 46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности": наличие у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом оказания следующих видов услуг: медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).
Комиссией Управления установлено, что в п.18.2 информационной карты аукционной документации Заказчиком также установлено следующее требование: "Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованию Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (Лицензия на осуществление медицинской деятельности (или копия данной лицензии). Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности": наличие у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом оказания следующих видов услуг: медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые)".
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что Постановление N291 утратило силу 01.09.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ N 852, что свидетельствует о необходимости установления требований к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком при формировании аукционной документации ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "РМА" на действия ООО "РМА" обоснованной в части указания в проекте контракта на постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утратившего силу.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.А. Кутейников
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 октября 2021 г. N 077/06/106-18240/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021