Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ФГБУ "ЦЭО АПК": Канчуковой А.В. (доверенность от 14.10.2021 N01-12/355), Шубиной А.С. (доверенность от 14.10.2021 N01-12/354),
а также генерального директора ООО "РМА": Кожанова Д.А.,
рассмотрев жалобу ООО "РМА" (далее - Заявитель) ФГБУ "ЦЭО АПК" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей (Закупка N0373100097921000008) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС
России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.10.2021 N ЕИ/61756/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в техническом задании требования об обладании исполнителем лицензией на осуществление медицинской деятельности, наличие которой для подлежащих оказанию услуг прямо предусмотрено п.46 ст.12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства N 852.
В соответствии с п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении аукциона объектом закупки является оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в составе технического задания должно быть указано требование, о наличии у исполнителя следующих видов лицензий: лицензия на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послерейсовым, послесменным); при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
По мнению Заявителя данные пункты должны быть указаны в техническом задании Заказчика согласно положениям Постановления Правительства N 852, Постановления Правительства РФ N 475 от 26.06.2008 г. "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (далее - постановление Правительства N 475), а также приказа Минздрава России N 933н от 18.12.2015 г. "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (далее - приказ N 933н).
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является исключительно оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на организацию, осуществляющую возможность управления транспортными средства, возлагается требование о проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" производится разграничение таких видов медицинской как медицинские осмотры, в состав которых входит деятельность по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), и медицинских освидетельствований включающих в себя деятельность по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Согласно ч.1, п.4,5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В силу п.8 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
В свою очередь Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, согласно п.12 которого, по результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Таким образом для оказания услуг по объекту закупки достаточно наличие у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Комиссия Управления также отмечает, что остановлением N475 установлен порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида.
Согласно п. 4 вышеуказанных правил освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.
Также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" регулируются вопросы проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Вместе с тем исходя из положений технического задания данная деятельность не входит в состав услуг, поскольку проводится не лицами поименованными в пункте 4 правил утвержденных постановлением N475, более того, результатом осмотра является не медицинское заключение об установлении состояния опьянения или не установлении состояния опьянения (предусмотренное положениями приказа N 933н), а лишь заключение о наличии признаков указанного состояния, для выдачи которого, организации достаточно обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) (п.8 правил утвержденных приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).
Комиссия Управления также отмечает, что основным и непосредственным объектом закупки является оказание услуг составляющих медицинскую деятельность, то требование об обладании лицензией должно быть установлено не к исполнителю в составе технического задания, а непосредственно к участникам закупки в информационной карте аукционной документации.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным
2. Также Заявитель в составе своей жалобы указывает на неправомерное сужение Заказчиком радиуса оказания услуг.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что п.2 Технического задания содержит следующее: "Место оказания услуг: в радиусе до 2 км от адреса заказчика (г. Москва, Орликов пер., д. 1/11)".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что место оказания услуг в радиусе до 2 км от адреса Заказчика является необоснованно ограничивающим требованием к месту оказания услуги, а также к самим участникам закупки, поскольку фактически ограничивает возможность участия в указанном аукционе организаций по причине их территориальной отдаленности от адреса Заказчика.
В свою очередь представитель Заказчика пояснил, что основной задачей Заказчика является осуществление контроля за оказанием услуги по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей на объекте Заказчика или в непосредственной близости от него, при этом любая специализированная организация вправе оказывать подобные услуги с использованием мобильной лаборатории, таким образом установление радиуса, равного 2 км соответствует потребности Заказчик и не ограничивает потенциальных участников закупки.. При этом ввиду высокой социальной значимости указанной закупки, поскольку от здоровья и вменяемости водителей непосредственно зависит жизнь и здоровье пассажиров, потребность Заказчика заключается в создании единого и непрерывного цикла оказания услуг в целях недопущения ненадлежащего оказания услуг и предотвращения возникновения риска причинения вреда.
Комиссия Управления отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к месту оказания услуг в равной степени распространялись на всех участников аукциона.
Также Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании документации об электронном аукционе устанавливать такие условия определения исполнителя, которые бы обеспечивали возможность участия в аукционе всех имеющихся на рынке исполнителей.
Кроме того, согласно положениям п.5.6 технического задания услуги по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей оказываются Исполнителем в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в письме Министерства Здравоохранения РФ от 21.08.2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" с использованием лицензированного кабинета или мобильного (передвижного) медицинского кабинета.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Также в составе своей жалобы Заявитель ссылается на неправомерное установление Заказчиком требований в п.5.1 и 5.2 технического задания, поскольку для оказания данных услуг, предусмотренных данными пунктами, необходимо осуществление дополнительных видов медицинской деятельности по профпатологии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.5.1 Технического задания: "Предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения".
Согласно п.5.2 Технического задания: "Послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения".
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что вид медицинской деятельности, направленный на выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, предназначен для проведения предварительных медицинских осмотров, согласно Приказу N 29н от 28 января 2021 Министерства Здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", при этом Заказчиком не установлено требование о необходимости представления лицензии на осуществление данной деятельности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование было сформировано автоматически и фактически является неконкретным требованием к исполнителю, а лишь носит информационный характер, поскольку данные пункты цитируют положения действующего законодательства.
Вместе с тем Комиссия управления отмечает, что вопреки пояснениям Заказчика оспариваемые положения носят императивный характер, а значит являются предписывающими и обязательными требованиями для исполнителя, при этом указанные требования носят излишний характер, поскольку выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов в данном конкретном случае при оказании услуг не требуется.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы, а также о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РМА" на действия ФГБУ "ЦЭО АПК" обоснованной в части утверждения излишних требований в п.5.1 и 5.2 Технического задания.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2021 г. N 077/06/106-18518/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021