На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "ВНИГНИ" (далее - Заказчик) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки:
- приобретение неисключительных срочных прав (аренда) на программное обеспечение для проведения 2D и 3D бассейнового моделирования, включающего в себя построение структурной, литологической, термобарической модели, восстановление истории осадконакопления, оценку генерации и аккумуляции углеводородов (реестровый N 0373100135321000019).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Заместителя председателя Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ФГБУ "ВНИГНИ", ООО "Лаборатория геологии",
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение ООО "Лаборатория геологии" (далее - Заявитель) о нарушениях, допущенных ФГБУ "ВНИГНИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение неисключительных срочных прав (аренда) на программное обеспечение для проведения 2D и 3D бассейнового моделирования, включающего в себя построение структурной, литологической, термобарической модели, восстановление истории осадконакопления, оценку генерации и аккумуляции углеводородов (реестровый N 0373100135321000019) (далее - Аукцион).
В результате рассмотрения обращения, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В составе обращения Заявитель указывает, что в аукционной документации неправомерно размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N1236), поскольку, по мнению Заявителя, приведенное в Обосновании сравнение "фактических значений функциональных характеристик" с требующимися характеристиками ПО не соответствует действительности, так как официальной экспертизы и сравнения функциональных возможностей ПП "МОБиУС" и американского программного пакета PetroMod (Schlumberger) не проводилось.
П.2 постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п.4 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации Заказчиком опубликовано обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержащий следующее:
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчиком подготовлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пп. "б" п.2 постановления N1236 с указанием функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки осуществлено Заказчиком в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Проанализировав характеристики ПП "МОБиУС", заявленные на сайте компании и при презентации данного ПП, проведенной 10.07.2021 специалистами ФГБУ "ВНИГНИ" был сделан вывод об отсутствии ряда значимых функциональных характеристик, важнейшей из которых является возможность проведения 2D-моделирования, что и было отражено в Обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Учитывая, что в соответствии с требованиями Государственного задания ФГБУ "ВНИГНИ" (приказ N560 от 19.12.2019 г, в ред. ПР N 128 от 25.03.2020 г.) необходимо построение 2D и 3D моделей по новым объектам геологоразведочных работ, в техническое задание для проведения электронного аукциона был включен ряд пунктов, касающихся 2D-моделирования. Кроме того, в установленный документацией об электронном аукционе срок не поступало запросов о предоставлении разъяснений аукционной документации, при этом в числе поданных заявок предложения ПП "МОБиУС" отсутствовали.
В свою очередь представитель Заявителя пояснил, что руководством по эксплуатации предусмотрена возможность построения 2D моделей, при этом 2D модель представляется возможным построить из 3D модели.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что руководство по эксплуатации Заявителем не представлено, более того, на официальной сайте Заявителя отсутствует указание на возможность построения 2D моделей:
Таким образом, с учетом отсутствия указания на сайте информации в отношении построения 2D модели, Заказчику не представлялось возможным определить наличие данной функции у ПО.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частями 15 и 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Нарушения в действиях Заказчика не выявлены.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Управления: А.С. Спирякова
Члены Комиссии Управления: М.М. Кузьмина
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2021 г. N 077/06/17-18722/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021