Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 октября 2021 года.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2), требованиями статьей 99, 105, 106 Закона о контрактной системе и подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 и на основании приказа Руководителя управления Чувашского УФАС России <_>. от 19.10.2021 года N 122 инспекцией в составе:
<_>
в присутствии от заказчика - Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики - <_.>, представителя по доверенности,
посредством видео-конференц-связи проведена внеплановая проверка заказчика - Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на поставку презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"" (изв. N 0815500000521000010).
Продолжительность проверки: 3 рабочих дня.
Срок проведения проверки - 20.10.2021 - 22.10.2021.
В результате проведения внеплановой проверки Инспекция Чувашского УФАС России
УСТАНОВИЛА
Заказчиком объявленного электронного аукциона является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
07.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000521000010 о проведении электронного аукциона на поставку презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"", с начальной (максимальной) ценой контракта 10 656 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом объявленной закупки является поставка презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"".
Описание объекта закупки установлено Заказчиком Техническим заданием аукционной документации.
Согласно Техническому заданию Заказчику к поставке требуются ноутбуки.
Технические и функциональные характеристики | ||
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя предлагаемого к поставке товара |
Форм-фактор |
- |
Ноутбук |
Размер диагонали |
Дюйм |
|
Разрешение экрана |
- |
Full HD |
Общий объем установленной |
Гбайт |
|
оперативной памяти |
|
|
Тип оперативной памяти |
|
DDR4 |
Максимальный общий |
Гбайт |
|
поддерживаемый объем оперативной памяти |
|
|
|
|
|
Количество потоков процессора |
шт |
|
Количество ядер процессора |
шт |
|
Частота процессора базовая |
ГГц |
|
Объем кэш памяти третьего уровня |
Мбайт |
|
процессора (L3) |
|
|
Тип накопителя |
- |
SSD |
Объем SSD накопителя |
Гбайт |
|
Наличие модулей и интерфейсов |
- |
M.2, HDMI, VGA, RJ-45, Type-C, использование переходников не предусмотрено |
Разрешение вэб-камеры, |
Мпиксель |
|
Беспроводная связь |
- |
Wi-Fi, Bluetooth |
Тип видеоадаптера |
|
Интегрированная (встроенная) |
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) |
шт |
|
Количество встроенных в корпус портов USB Type-C |
шт |
|
Наличие дополнительного цифрового блока на клавиатуре |
|
Да |
Время автономной работы от батареи |
ч |
|
Наличие сканера отпечатка пальцев |
|
Да |
Емкость батареи |
Ватт-час |
|
Вес |
кг |
не более 1,8 |
Жёсткая, неотключаемая клавиатура |
- |
наличие |
Внешний интерфейс LAN (использование переходников не предусмотрено) |
- |
наличие |
Беспроводная связь Wi-Fi с поддержкой стандарта IEEE 802.11n или современнее |
|
наличие |
Манипулятор "мышь" |
- |
наличие |
Встроенный картридер с поддержкой карт: - MMC; - RS MMC; - SD; - mini SD; - SDHC; - SDXC. Необходима поддержка всех указанных форматов |
|
наличие |
Предустановленная операционная система Microsoft Windows 10 Pro с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений, возможность работы в доменах (эквивалент не предусмотрен, требуется для обеспечения совместимости с уже имеющимся программным обеспечением и оборудованием) |
- |
наличие |
Вместе с тем, аукционная документация содержит обоснование лишь необходимости предустановленной операционной системы Microsoft Windows 10 Pro, в связи с несовместимостью и обеспечением взаимодействия.
При этом иные используемые Заказчиком в аукционной документации, не стандартизированные показатели и установленные для них значения не соответствующие законодательству Российской Федерации о техническом регулировании и законодательству Российской Федерации о стандартизации, никоим образом не обоснованы необходимостью применения других показателей, требований, условных обозначений и терминологии для данной закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
При этом, выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода.
В извещении о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД 2 32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные.
Между тем, как установлено выше, Заказчику к поставке требуются ноутбуки.
Однако, данный товар имеет самостоятельный код ОКПД 2 26.20.11 -компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника.
Кроме того, согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Приложением к Постановлению N 616 утвержден Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 616).
Установлено, что товары имеющие ОКПД 2 26.20.11 содержатся в Перечне товаров, являющемся приложением к Постановлению N 616 (пункт 25(3) Перечня).
Установлено, что пунктом 7.1 Информационный карты аукционной документации установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 616 Уполномоченным учреждением не установлены.
Следовательно, при установлении в извещении о проведении электронного аукциона кода ОКПД2, не соответствующего предмету закупки, повлекло нарушение Уполномоченным учреждением и Заказчиком части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Установлено, что дата и время окончания подачи заявок определены 15.10.2021 в 08 час 00 мин.
Следовательно, крайняя допустимая дата для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.10.2021.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 13.10.2021 в 08 час 42 минуты на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.10.2021 N ИО1.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе, по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Однако, случав возникновения у заказчика обстоятельств непреодолимой силы, послуживших отмене электронного аукциона, в соответствии с гражданским законодательством, Комиссией не установлено.
В связи с вышеизложенным, действия Заказчика, отменившего определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением установленного в Законе о контрактной системе срока, нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом установленных обстоятельств, Инспекция Чувашского УФАС России принимает решение о завершении внеплановой проверки.
Исследовав представленные документы, Инспекция, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"" (изв. N 0815500000521000010).
2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Направить материалы должностному лицу Чувашского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленным нарушениям.
Заместитель руководителя - начальник
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22 октября 2021 г. N 021/06/99-1107/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2021