Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия)
при участии представителей сторон:
государственного Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Абаканская межрайонная клиническая больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ"):
- _, на основании доверенности N 2 от 24.12.2020;
уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп Хакасии, уполномоченный орган):
- _, на основании доверенности N 1 от 11.01.2021;
Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Белый Север" (далее - Заявитель, податель жалобы, ООО "Белый Север"):
- _, на основании доверенности N 1 от 13.10.2021, присутствовавшей на заседании Комиссии до объявления перерыва,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Белый Север" на действия государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ" при проведении электронного аукциона на поставку оборудования специального назначения, ввод в эксплуатацию оборудования специального назначения, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих оборудования специального назначения (извещение N 0380200000121005363) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе заявитель указывал, что действия Заказчика при формировании описания объекта закупки не соответствуют законодательству, поскольку по ряду характеристик подходит только единственный аппарат - CALCULASE II производства "Карл Шторц СЕ и Ко. КГ".
На рассмотрении жалобы по существу представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, указывая на то, что российское оборудование производства ООО НТО "ИРЭ-Полюс", которое готово предложить к поставке ООО "Белый Север", не подходит по ряду показателей.
В свою очередь представители Заказчика и Уполномоченного органа сообщили, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя не обоснованы.
Руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссией антимонопольного органа по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии был объявлен перерыв до 16:00 часов 19.10.2021 года.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС 04.10.2021, с изменениями от 08.10.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 857 854,80 рублей;
3) источник финансирования - средства, полученные Заказчиком из средств республиканского бюджета;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе ЭА/21-005634 от 04 октября 2021 г. утверждена представителем заказчика (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 5.12.2017 N 630);
6) дата и время начала подачи заявок 04.10.2021 14:29;
7) дата и время окончания подачи заявок 18.10.2021 08:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 19.10.2021;
9) дата и время проведения аукциона 20.10.2021 10:25.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона. В свою очередь, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Следует отметить, что при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать характеристики товара, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. Вместе с тем, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А0б-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. При описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
На заседании комиссии представитель Заказчика сообщил, что все заявленные характеристики требуемого к поставке аппарата лазерного урологического обусловлены потребностью Заказчика и под описание объекта закупки помимо аппарата CALCULASE II производства Карл Шторц СЕ и Ко. КГ подходит также аппарат MEGA PULSE DESKTOP 30+ производства RICHARD WOLF GmbH, представив в подтверждение своих слов руководство по использованию аппарата.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии 19.10.2021 года (после объявленного перерыва) явку своего представителя не обеспечил; документальных доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком не соблюдены законодательно установленные требования к описанию объекта закупки, которые привели к ограничению количества участников конкретной закупки, и подтверждающие обоснованность своего довода, не представил. При этом из части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прямо следует, что бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Белый Север" необоснованной.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 19 октября 2021 г. N 019/06/69-1003/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021