Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
От заказчика - Войсковая часть 6767:
- Новиков Иван Валентинович (представитель по доверенности);
От Общества с ограниченной ответственностью "Норд Вест Строй":
- Черная Екатерина Алексеевна (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инженерное обеспечение" и материалы дела N 027/06/83.2-1331/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Норд Вест Строй" на действия заказчика - Войсковая часть 6767 (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на техническое обслуживание и эксплуатация объектов коммунального назначения (извещение N0322100018821000003 от 09.09.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при отказе от заключения контракта по мотиву несоответствия банковской гарантии, представленной ООО "Норд Вест Строй".
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100018821000003 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 09.09.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: техническое обслуживание и эксплуатация объектов коммунального назначения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 46 465 344,62 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 09.09.2021 16:46 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 20.09.2021 10:00 (МСК+7).
В ходе проведения проверки Заказчиком, представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым заказчик считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/83.2-1331/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об необоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Требования к банковской гарантии установлены ст. 45 Закона о контрактной системе, предусматривающей, в том числе, что Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления (ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что участник закупки на этапе подписания контракта предоставляет банковскую гарантию, соответствующую требованиям извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке. В свою очередь, Заказчик осуществляет проверку указанной банковской гарантии, в том числе на предмет соответствия ее установленным извещением, аукционной документацией требованиям (п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае участником закупки представлена банковская гарантия NБС-0062268/21 от 05.10.2021, выданная на сумму 6969801, 69 рублей.
Из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.10.2021 NППУ1 следует, что Заказчиком отказано в заключении контракта участнику ООО "Норд Вест Строй", указанный участник признан уклонившимся от заключения контракта по основанию отсутствия в полном объеме перечня обязательств, предусмотренных контрактом, а также отсутствия доказательств соответствия банковской гарантии пп. "в" Дополнительных требований к банковской гарантии, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Требования N1005).
Согласно пп. "в" Требований N1005 банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом обязательного наличия нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
Из пп. "в" Требований N1005 следует, что указанное условие применяется в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
Комиссия Хабаровского УФАС России обоснованными доводы жалобы о неправомерности указания заказчиком на несоответствие банковской гарантии п. "в" Требований N1005, поскольку материалами дела подтверждается, что Банковская гарантия NБС-0062268/21 от 05.10.2021 исполнена на одном листе методом двусторонней печати, в связи с чем указанное требование не подлежит применению к такой гарантии.
Однако указанное не свидетельствует о незаконности отказа заказчика от заключения контракта и обоснованности жалобы в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, предусмотрено, что Обеспечение исполнения Контракта предусмотрено для обеспечения исполнения Исполнителем его обязательств по Контракту, в том числе исполнения таких обязательств, как оказание Услуг с надлежащим качеством, соблюдение сроков оказания Услуг, оплата неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта, полное возмещение причиненного ущерба Государственному заказчику и третьим лицам, при исполнении обязательств по Контракту.
Вместе с тем, условия банковской гарантии не предусматривают всех требований, установленных аукционной документацией, проектом контракта.
Так, исходя из условий банковской гарантии, Обязательство гаранта по выплате суммы настоящей Гарантии наступает в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по контракту в предусмотренные Контрактом сроки и/или расторжения Контракта по причинам, связанным с неисполнением и/или ненадлежащим исполнением Контракта принципалом, в том числе обязательств по возврату авансового платежа (в случае, если выплата авансового платежа предусмотрена Контрактом), по уплате неустоек (пени, штрафов), предусмотренных Контрактом, начисленных с момента возникновения у Бенефициара права на их начисление, до дня списания денежных средств с корреспондентского счета Гаранта, в пределах суммы, указанной в настоящей гарантии.
Таким образом, Заказчиком правомерно принято решение об отказе в заключении контракта в связи с представлением участником закупки банковской гарантии, несоответствующей требованиям аукционной документации по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба признается необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 9.4 проекта контракта заказчиком установлено условие, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта на два месяца. Обеспечение исполнения Контракта должно быть действительным в течение этого срока.
Таким образом, заказчиком установлено требование к обеспечению исполнения контракта в виде срока действия банковской гарантии, несоответствующее ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что закупка признана несостоявшейся, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норд Вест Строй" на действия заказчика - Войсковая часть 6767 при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на техническое обслуживание и эксплуатация объектов коммунального назначения (извещение N0322100018821000003 от 09.09.2021) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Войсковая часть 6767 нарушившими требования ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 октября 2021 г. N 7-1/484
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021