Резолютивная часть объявлена 15.10.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.10.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Ппредседатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи ИП Бабичев Ярослав Андреевич;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Бусел Н.В. по доверенности Nб/н от 13.10.2021, Холкина М.В. по доверенности Nб/н от 13.10.2021, Чебоксаров В.Н. по доверенности Nб/н от 13.10.2021,
рассмотрев жалобу ИП Бабичева Ярослава Андреевича (ИНН: 860601725354; ОГРН: 319861700033504) от 06.10.2021 N9887-ЭП/21, на действия Заказчика - Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, при проведении электронного аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий и прилегающих территорий (г. Урай г. Югорск, г. Нягань) (извещение N 0187100000221000029) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Бабичева Ярослава Андреевича (ИНН: 860601725354; ОГРН: 319861700033504) от 06.10.2021 N9887-ЭП/21 на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий и прилегающих территорий (г. Урай г. Югорск, г. Нягань) (извещение N 0187100000221000029).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Формулировка "постоянным присутствие на объекте" описано не точно, может быт трактовано как: круглосуточно или по режиму работу заказчика или как решит заказчик (а как решит нам не известно).
Формулировка "постоянным присутствие на объекте" описано не точно, может быт трактовано как: круглосуточно или по режиму работу заказчика или как решит заказчик (а как решит нам не известно).
2. Заказчиком предъявлено требование о штате персонала исполнителя 23 человека (согласно таблицы заказчика), из разных областей, этот персонал должен быть трудоустроен по трудовому договору и постоянно пребывать на объекте. МРОТ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 12 792 рублей с учетом регионального коэффициента и северной надбавки получаем - 28 142,40 руб., страховые взносы на персонал составляют в минимально допустимом случае 30% (Крупный бизнес, а также МСП с выплат в пределах МРОТ, кроме льготников ОПС 22%, ОМС 5.1%, ОСС-2.9%), Итого один человек, при соблюдении норма режима работы, без переработки и в нарушение трудового законодательства на отпуск, больничный, декретные, 1 кадр обойдется 36583.82 руб., это при МРОТе, Итого по всему списку 23 человека 841 427.86 руб./месяц или 19 352 840.78 руб (23*36583.82*23), что явно ниже НМЦ, что может говорить: о неверном расчете НМЦ и абсурдностью ситуации, учитывая что орган должен консультировать предпринимателей в данных воросам. Прошу отменить, это без учета затрат на Диспетчера, сотрудника КИПа который будет обслуживать приборы учета, курьера который будет доставлять на объект моющие средства (он согласно договора то же должен быть устроен по трудовому договору "у Исполнителя должны быть заключены договоры трудового характера"), без учета расходных материалов и спец.одежду (а как мы видим из технического задания "Внешний вид персонала и культура обслуживания должны соответствовать высокому уровню обслуживания Объекта. При оказании услуг соблюдать вежливость по отношению к сотрудникам и налогоплательщикам");
Фактически заказчик сократил персонал и решил подменить трудовые отношения гражданско- правовыми, так как требует не выполнения конкретных работ и оказания конкретных услуг, а определяет количество кадров, которые должны быть трудоустроены на подрядчика по трудовым договорам, в данном случае минимум 23 человека, при этом заказчик даже определил что они должны "постоянно присутствовать на объекте", так же указано сколько человек и какой профессии должно быть, при этом перед заказчиком у подрядчика возникает необходимость аргументировать кадровые вопросы. Заказчик, являясь органом, который борется с подменной трудовых отношений на другие формы взаимоотношений, сам же явно и не прикрыто подменяет отношения. Удивительно что в техническом задании нет требования о доле Заказчика в организации Подрядчика и согласовании кадровых вопросов на повестке совета директоров; Заказчик для удовлетворения потребности в обслуживании выбрал наиболее оптимальную форму взаимоотношения как гражданско-правовые, по экономическим, организационным и другим причинам, при этом сам требует от подрядчика что бы у него были трудовые отношения при исполнении обязательств, при этом даже определил часть кадровой политики подрядчика.
3. Внешний вид персонала и культура обслуживания должны соответствовать высокому уровню обслуживания Объекта" - формулировка не точная, где грань между внешним видом высоко уровня обслуживания и внешним видом низкого обслуживания. Описание не точное и более того может создавать дискриминацию. Но звучит безусловно, как новая лестница в развитии человека: "У меня внешний вид и культура обслуживания персонала высокого уровня обслуживания", а наставник (заказчик) будет обладать исключительным правом определения "высокого уровня обслуживания".
Сносок в виде звездочек "*** Готовность Исполнителя к замене работников по аргументированному требованию, а также максимально оперативная замена заболевших или уволенных сотрудников не более одного рабочего дня. На время отпуска сотрудника, Исполнитель предоставляет соответствующую должности замену." А если не готовность Исполнителя, то, наверное, он может, сказать о не готовности исполнителя к замене работников по аргументированному требованию. Крайне странная формулировка "Готовность" и "Аргументированному требованию". Формулировка может создавать двойные стандарты, для одного подрядчика - требование будет аргументированным, для другого - будет не аргументированным.
4. "Место нахождения журнала для внесения заявок сотрудниками Заказчика определяется представителем Заказчика самостоятельно". При этом не говорится, кто несет ответственность за сохранность журнала. Если журналы пропадут, то к исполнителю могут быть замечания.
5. Расходные материалы, используемые Исполнителем при техническом обслуживании, должны быть совместимы с материалами, используемыми Заказчиком" При этом заказчик не указывает, какие материалы использует заказчик, что не дает возможность на расчет стоимости расходных материалов возможного участника.
6. Общие осмотры Объекта оказания услуг должны осуществляться комиссиями в составе представителя Заказчика и Исполнителя. В необходимых случаях в комиссию могут включаться специалисты - эксперты (представители) специализированных организаций." и в этом же техническом задании "Администратор также должен выполнять ежедневный самостоятельный обход Объекта, осуществлять фиксацию обнаруженных недостатков, проверку выполнения ранее отмеченных заявок. Не указано сколько должно быть общих осмотров и что такое общий осмотр и чем он отличается от самостоятельного и сколько и каких должно быть.
7. Проведение ежегодного аудита технического состояния инженерных систем с целью разработки мероприятий, направленных на снижение эксплуатационных издержек, увеличение срока службы действующих инженерных систем и оборудования" очень общая формулировка, при этом некоторые виды работ по аудиту лицензируются и при учете требования "Исполнитель обязан предоставлять Заказчику списки из числа лиц, привлекаемых для оказания услуг, с которыми у Исполнителя должны быть заключены договоры трудового характера (собственный обученный, квалицированный и аттестованный персонал), в совокупности должна быть компания с максимально охватывающем спектром услуг компания, где сантехники, электрики, КИПовыцы, эксперты для аудита и т.д. при этом они согласно технического задания имеют "Внешний вид персонала и культура обслуживания высокому уровню обслуживания Объекта" и главное "постоянным присутствием на Объекте", не зря же заказчик выделяет помещениями для его размещения. Из этого следует: есть компания в штате которого столь обширный персонал на трудовых договорах, компания готова терять уботок (МРОТ умноженный на количество персонала), при этом кадры готовы постоянно присутствовать на объекте с внешним видом и культурой обслуживания высокого уровня объекта. Согласитесь, досочно сложно постоянно находясь на объекте, даже с бесплатной для персонала водой и электроэнергией быть с внешним видом "на высоком уровне". Кто эти люди, кто эта компания? Лично по опыту, даже сутки проведённые в офисе заставляют иметь внешний вид явно не высоко уровня.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Технического задания Заказчику необходимо оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий и прилегающих территорий (г. Урай, г. Югорск, г. Нягань).
Согласно Технического задания Исполнитель обязан предоставлять Заказчику списки из числа лиц, привлекаемых для оказания услуг, с которыми у Исполнителя должны быть заключены договоры трудового характера (собственный обученный, квалицированный и аттестованный персонал), с целью осуществления проверки в установленном порядке (не менее чем за 5 рабочих дней) и оформления соответствующего допуска на Объект. В списке на каждого специалиста отражается следующая информация: фамилия, имя, отчество, телефон, должность, паспортные данные, номер дата заключения трудового договора и занимаемая должность. Для специалистов служебные обязанности, которых будут связаны с электричеством и обслуживанием систем на Объекте обязательное предоставление копии документа на допуск соответствующей категории.
Наимено-вание* |
Адрес оказания услуг (территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) |
Ответственный со стороны Заказчика** |
Общая площадь здания для обслуживания (м2) |
Площадь помещений для оказания услуг (уборки) (м2) |
Площадь прилегающей территории (м2) |
Площадь прилегающей территории для оказания услуг (уборки) (м2) |
Объект |
г. Урай, ул. Садовая 1 |
|
1946,60 |
1946,60 |
2353,00 |
2353,00 |
г. Урай, ул. Садовая 1 гаражи |
55,80 |
55,80 |
- |
- |
||
г. Нягань, ул. Интернациональная, 45 |
|
1724,60 |
1724,60 |
2315,00 |
2315,00 |
|
г. Югорск, ул. Гастелло, 1 |
|
2480,20 |
2480,20 |
2129,00 |
2129,00 |
|
г. Югорск, ул. Гастелло, 1 гаражи |
103,00 |
103,00 |
- |
|
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика на заседании комиссии по рассмотрению жалобы пояснил, что присутствие на объекте уборщицы и значение постоянное это означает до 19:00 либо 20:00 согласно меняющемуся режиму работы ИФНС.
Таким образом, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Функции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в УФК по ХМАО-Югре.
На основании части 4 статьи 8 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
На основании вышеизложенного жалоба перенаправлена в Отдел внутреннего контроля и аудита УФК по ХМАО-Югре для рассмотрения по компетенции.
В связи с чем, часть довода про НМЦК не рассматривается.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В техническом задании указано, что у Исполнителя должны быть заключены договоры трудового характера с сотрудниками для выполнения работ по настоящей закупке.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству участник вправе самостоятельно определять форму гражданско-правовых отношений между работником и работодателем, это могут быть договоры гражданско-правового характера, говоры возмездного оказания услуги и так далее.
Заказчик необоснованно установил предоставление только трудовых договоров, возможность участия участником только при наличии трудовых договоров с работниками, представитель Заказчика на заседании комиссии по рассмотрению жалобы не пояснил причину такого требования, таким образом нарушил положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений:
1. В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
2. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
3. Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Изучив информацию размещенную в ЕИС по данной закупке, Комиссией Управления установлено, что Заявитель за разъяснением документации к Заказчику не обращался.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
4. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений:
1. В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
2. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
3. Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Изучив Аукционную документацию, Комиссией Управления установлено, что Заявитель за разъяснением документации к Заказчику не обращался.
Вместе с тем, изучив Протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2021 N0187100000221000029-3, Комиссией Управления установлено, что в данной закупке участвовало 2 участника, у которых не возникло вопросов к аукционной документации.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
5. Относительно пятого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений:
1. В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
2. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
3. Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Изучив Аукционную документацию, Комиссией Управления установлено, что Заявитель за разъяснением документации к Заказчику не обращался.
Вместе с тем, изучив Протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2021 N0187100000221000029-3, Комиссией Управления установлено, что в данной закупке участвовало 2 участника, у которых не возникло вопросов к аукционной документации.
На основании вышеизложенного, данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
6. Относительно шестого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений:
1. В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
2. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
3. Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Изучив Аукционную документацию, Комиссией Управления установлено, что Заявитель за разъяснением документации к Заказчику не обращался.
Изучив Протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2021 N0187100000221000029-3, Комиссией Управления установлено, что в данной закупке участвовало 2 участника, у которых не возникло вопросов к аукционной документации.
Вместе с тем, частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем документов в обоснование своей позиции не представлено.
В силу вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным, иное не доказано.
7. Относительно седьмого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений:
1. В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
2. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
3. Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Изучив Аукционную документацию, Комиссией Управления установлено, что Заявитель за разъяснением документации к Заказчику не обращался.
Изучив Протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2021 N0187100000221000029-3, Комиссией Управления установлено, что в данной закупке участвовало 2 участника, у которых не возникло вопросов к аукционной документации.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией Управления установлено, что допущенное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, решила обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Жалоба ИП Бабичева Ярослава Андреевича (ИНН: 860601725354; ОГРН: 319861700033504) от 06.10.2021 N9887-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бабичева Ярослава Андреевича (ИНН: 860601725354; ОГРН: 319861700033504) от 06.10.2021 N9887-ЭП/21, на действия Заказчика - Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, при проведении электронного аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий и прилегающих территорий (г. Урай г. Югорск, г. Нягань) (извещение N 0187100000221000029) частично обоснованной (второй довод является обоснованным в части указанной в мотировочной части решения).
2. Признать в действиях Заказчика - Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре нарушение положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, по причине указанной в мотировочной части решения.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 октября 2021 г. N 086/06/33-1576/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021