На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078), Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: * - руководитель управления;
члены Комиссии: * - старший государственный инспектор отдела контроля закупок; * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения БУЗ УР "Дебёсская РБ МЗ УР" (ИНН 1807001124, далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ТД Плейми" (ИНН 7727338162) в связи уклонением от заключения контракта по итогам проведения закупки N зз-33604-2021 "Поставка электросушилок для рук для нужд БУЗ УР "Дебесская РБ МЗ УР" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121012199) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и проведением внеплановой проверки в отношении рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
на заседании по видеоконференцсвязи в присутствии представителей:
заказчика - БУЗ УР "Дебёсская РБ МЗ УР" (ИНН 1807001124, далее - Заказчик): *
поставщика - Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Плейми" (сокращенное наименование - ООО "ТД Плейми" (ИНН 7727338162, далее - Поставщик): *
уполномоченного учреждения - ГКУ УР "РЦЗ УР" (далее - Уполномоченное учреждение): **
УСТАНОВИЛА:
03.09.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена документация о проведении аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 78 614,0 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме 15.09.2021.
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - ООО "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.09.2021 на участие в аукционе подано 5 заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, Закона о контрактной системе и допущены к участию в нем. Победителем признан участник закупки - ООО "ТД Плейми", предложивший наиболее низкую цену контракта в размере 60 132,27 рублей.
Из журнала событий по контракту N08135000001210121990001 установлено, что 27.09.2021 размещен документ "Проект контракта" и процедура заключения контракта N 08135000001210121990001 переведена на этап "Подписание поставщиком".
04.10.2021 - последний день для подписания проекта контракта стороной Поставщика.
В установленный срок контракт не был подписан победителем закупки, в связи с чем от электронной площадки 05.10.2021 00:01 (МСК) получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 27.09.2021.
В соответствии с решением Заказчика победитель закупки ООО "ТД Плейми" признан уклонившимся от заключения контракта, на основании протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 07.10.2021.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика, пояснил, что в связи с истечением регламентированного срока для подписания контракта стороной Поставщика, Заказчиком было принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснений представителя Поставщика срок действия сертификата по выпущенной ранее электронной цифровой подписи подходил к завершению, в связи с чем, Поставщиком заблаговременно было подано заявление в удостоверяющий центр на изготовление нового сертификата 17.09.2021. В установленный срок для подписания указанного контракта, у Поставщика не было обеспечено доступа к усиленной квалифицированной подписи для подписания контракта на электронной площадке. К материалам дела со стороны Подрядчика, помимо письменных пояснений, представлена копия заявления на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи от 17.09.2021, с оплатой за его изготовление согласно платежного поручения от 01.10.2021 N979, также приложил копию платежного поручения от 07.10.2021 N1010 о внесении обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта. Во исполнение требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в том числе в случае, если в установленные сроки, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Закона настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта
В диспозиции части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе указано, что в случае наличия среди прочего обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем прекращения действия данных обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону государственного заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, Подрядчик нарушил сроки заключения контракта, однако, в бездействии поставщика не усматривается умысел по уклонению от заключения контракта и принятых обязательств.
Обязательство по подписанию контракта на электронной площадке не исполнено по техническим причинам, поскольку электронная цифровая подпись для работы на электронной площадке и в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг была неработоспособна.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "ТД Плейми" признаков недобросовестного поведения, в связи с чем отсутствуют основания для включения сведений в отношении него в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "ТД Плейми" (ИНН 7727338162, Юридический адрес: 119048, г.Москва, МО вн.тер.г.Хамовники, ул. Ефремова, д. 20, этаж 1, пом. i, ком. 3 офис 385); лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, учредитель: Мурадов Сердар Сапармурадович (ИНН 441404953705) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13 октября 2021 г. N 018/06/104-1002/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021