Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено .10.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителей КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИКЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (далее - уполномоченный орган) - "_" (доверенность от 18 января 2021 года); АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (далее - заказчик) -"_" (доверенность от 25 июня 2021 года);
в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, Индивидуального предпринимателя Кривда Евгения Викторовича (далее - заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Приобретение жилых помещений (квартир)", извещение N 0134300097521000650 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 11 октября 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заказчиком в нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в один лот объединена покупка нескольких жилых помещений, характеризуемых как технологически и функционально не взаимосвязанные, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 01 октября 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300097521000650, а также Документация о проведении электронного аукциона "Приобретение жилых помещений (квартир)", (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 34 299 657 руб. 15 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44- ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
Таким образом, следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: и функционально, и технологически связанные между собой. При этом, данное требование не является альтернативными, поскольку союз "и" предполагает одновременное наличие совместного признака функционально и технологически связанных между собой товаров (работ, услуг).
Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 11.10.2017 г. N 24-02-07/67790 также указывает, что не допускается включать в один объект закупки закупку товаров, работ, услуг, не связанных между собой функционально и технологически.
Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводится закупка путем проведения аукциона, являются их единое неразрывное целевое использование (то есть закупаемые жилые помещения (квартиры) не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.
Частью III (Техническое задание) документации об электронном аукционе установлено следующее:
Основные характеристики жилых помещений (квартир)
N п/п |
Наименование поставляемого товара |
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, и их значения (значения показателей участником закупки должны быть указаны с учетом инструкции по заполнению первой части заявки) |
||
Количество комнат |
Общая площадь жилых помещений (квартир) без учёта балкона/лоджии, кв. м. |
Материал наружных стен многоквартирного дома |
||
1 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
54,60 (минимальное значение показателя) |
Панели, или кирпич, или монолитный железобетон, или монолитный железобетон с кирпичным заполнением, или сборные железобетонные конструкции с кирпичным заполнением. |
2 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
55,20 (минимальное значение показателя) |
|
3 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
61,00 (минимальное значение показателя) |
|
4 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
61,30 (минимальное значение показателя) |
|
5 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
61,40 (минимальное значение показателя) |
|
6 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
61,90 (минимальное значение показателя) |
|
7 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
62,70 (минимальное значение показателя) |
Таким образом, заказчик при проведении данного электронного аукциона включил в состав одного лота семь объектов недвижимости - помещения (благоустроенные квартиры), которые не отвечают указанным выше критериям: они не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение, они не образуют единый комплекс, не предусматривается их использование как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе, предназначены для использования разными гражданами.
При этом, единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию квартир, установленные техническим заданием, а именно то, что квартиры должны иметь напольное покрытие из линолеума и/или ламината, а в помещениях ванной комнаты, туалета - из керамической плитки; отделка стен обоями и/или водоэмульсионной (иной аналогичной) краской, а в помещениях: ванной комнаты, туалета - керамической плиткой и/или водоэмульсионной (иной аналогичной) краской за исключением части стены (стен), примыкающей (их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой высотой не менее 1,6 м от уровня пола; кухни - обои и/или водоэмульсионной (иной аналогичной) краской, за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей (их) к рабочей поверхности, отделка которых производится керамической плиткой, отделка потолков водоэмульсионной (иной аналогичной) краской и/или устройство натяжных потолков и т.д., не свидетельствуют о функциональной и технологической взаимосвязи квартир, а являются признаками характеристик каждого объекта в отдельности.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что решение об объединение семи жилых помещений в один лот принято начальником Департамента жилищной политики Администрации города Иркутска, в связи с нестандартным размером закупаемых квартир, а именно 2-х комнатные квартиры с большой площадью.
Комиссия Иркутского УФАС, обращает внимание на то, что в отличие от рынка новых (вновь возведенных) жилых помещений рынок вторичного жилья имеет свои особенности. Одной из таких особенностей является общеизвестный факт о том, что недвижимость вторичного сегмента - это жилые помещения, на которые уже зарегистрировано право собственности, и имеется свидетельство об этом. В связи с этим, рынок вторичного жилья представляет собой сферу обращения жилых помещений, которая характеризуется большим числом продавцов, но при этом, как правило, предлагающих к продаже один объект.
Следовательно, включение в один лот функционально и технологически не связанных семь объектов - жилых помещений (квартир) привело к ограничению возможности участия в данной закупке лиц, имеющих одну квартиру, что обеспечило преимущество участия в закупке лицам, имеющим семь и более жилых помещений, следовательно, ограничило количество участников аукциона, что создало угрозу конкуренции за право поставки жилых помещений.
При этом, учитывая, что объектом закупки являются жилые помещения (квартиры), заказчик при проведении аукциона изначально располагал сведениями о том, что данные объекты не могут быть функционально и технологически связаны между собой.
Также, ФАС России в своем письме от 28.11.2019 года N АК/104308/19 указывает, что укрупнение объекта закупки путем включения в его состав нескольких квартир приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, влечет увеличение размера обеспечения заявки на участие в торгах и размера обеспечения контракта, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия отмечает, что в рамках рассмотрения жалобы заявителя предметом государственного контроля в соответствии с пунктом 1.5 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14, является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ относит к таковым отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контроль соблюдения антимонопольного законодательства, определенного статьями 2 и 3 Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе норм статьи 17, не входит в предмет государственного контроля в рамках настоящего рассмотрения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела для проведения проверки в рамках норм Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Кривда Евгения Викторовича обоснованной;
2. Заказчика признать нарушившим часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;
6. Передать материалы дела в структурное подразделение Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства;
7. Направить копии решения, предписания направить сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021