Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии
со стороны заказчика - Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы:
- <_>;
- <_>,
со стороны уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Центр закупок города Пензы" - <_>;
со стороны представителя подателя жалобы - общества с ограниченной ответственностью Компания "Интегратор" - <_>,
рассмотрев жалобу ООО Компания "Интегратор" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок города Пензы" для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры города Пензы открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения города Пензы" (извещение N 0855300002821000500 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
07.10.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО Компания "Интегратор" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок города Пензы" для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры города Пензы открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения города Пензы" (извещение N 0855300002821000500 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2021).
Из доводов жалобы следует, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и не позволяют выявить лучшие условия выполнения работ, поскольку:
- по критерию "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг" участникам надлежит предоставить контракты на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения, что не является работами сопоставимого характера. Кроме того, заявитель предлагает исключить из документации возможность предоставления субподрядных договоров, поскольку не представляется возможным проверить их подлинность;
- по критерию "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" заказчиком будет оцениваться наличие специалистов с высшим образованием по специальностям/направлениям подготовки: водоснабжение, и/или водоотведение, что некорректно поскольку данная специальность отсутствует в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию в качестве специальности высшего образования (относится к специальностям среднего образования).
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО Компания "Интегратор" принята и назначена к рассмотрению на 14.10.2021 в 12 часов 00 минут.
Представители подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
Комиссией Пензенского УФАС России к рассмотрению также принята жалоба ООО "Научно-технический центр "ГИПРОГРАД" на положения документации по указанной закупке.
Доводы рассматриваемой жалобы и жалобы ООО "Научно-технический центр "ГИПРОГРАД" частично пересекаются, в связи с чем по согласованию с представителями заявителей рассмотрение обеих жалоб осуществлено в рамках одного заседания Комиссии.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержала доводы, изложенные в жалобе.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу ООО Компания "Интегратор" от 12.10.2021 N 606, указав, что заказчик согласен с доводом жалобы в части необходимости внесения изменений в критерий "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного учреждения поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 13.10.2021 N 383, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
15.09.2021 МКУ "Центр закупок города Пензы" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0855300002821000500 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения города Пензы" для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры города Пензы.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 11.10.2021 14:00.
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 12.10.2021 в 14:00.
Дата подачи окончательных предложений - 14.10.2021.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 19.10.2021 в 14:00.
ИКЗ 213583667017358360100100140017490244.
В силу части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Как следует из пункта 4 Правил оценки, в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 27 Порядка оценки установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Приложением N 3 к конкурсной документации определены Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (далее - Критерии оценки).
В Критериях оценки заказчиком установлены нестоимостные критерии оценки, в том числе критерий "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг" (пункт 2.1 Критериев оценки).
Значимость показателя - 50%
Коэффициент значимости - 0,5
Определение лучшего предложения по данному критерию осуществляется в соответствии с пунктами 23-24 Правил оценки.
Согласно данному критерию, опытом участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера является наличие заключенных и исполненных участником закупки контрактов (договоров) по разработке схем водоснабжения и водоотведения для городов с численностью населения 500 тыс. человек и более за период с 01.01.2018 г. (дата заключения контракта (договора) на оказание услуг, выполнение работ), с ценой каждого контракта (договора) не менее 50% от начальной максимальной цены открытого конкурса в электронной форме. Работы сопоставимого характера определяются по содержанию технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта (договора).
Следует отметить, что объектом настоящей закупки является выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения, вместе с тем с учетом установленного порядка оценки заявок по рассматриваемому критерию при оценке заявок не будет учитываться опыт выполнения работ по актуализации (корректировке) схем водоснабжения и водоотведения, что противоречит положениям пункта 27 Порядка оценки, предписывающего использовать в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг именно сопоставимого характера и объема.
В части довода жалобы о необходимости исключить из конкурсной документации возможность предоставления субподрядных договоров, Комиссия нарушений не усматривает. В настоящем случае отсутствие предлагаемого заявителем условия не препятствует получению им баллов по рассматриваемому показателю, не нарушает его права и законные интересы, как и не нарушает права и законные интересы иных участников закупки.
На основании изложенного рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией частично обоснованным, заказчик - нарушившим часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункт 27 Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
2. В пункте 2.2 Критериев оценки установлен нестоимостной критерий оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Значимость показателя - 50%
Коэффициент значимости - 0,5
Определение лучшего предложения по данному критерию осуществляется в соответствии с пунктами 23-24 Правил оценки.
В рамках данного критерия подлежит оценке:
1) Наличие у участника закупки специалистов (руководителей и инженерно-технических работников), которых предполагается привлечь для выполнения работ по данной закупке, с высшим образованием по специальностям/направлениям подготовки: водоснабжение, и/или водоотведение.
Заказчиком будет оцениваться наличие штатных или привлеченных на договорной основе сотрудников.
Для подтверждения квалификации трудовых ресурсов участник закупки должен предоставить следующие документы или копии этих документов:
- копии дипломов о высшем образовании специалистов;
- копии приказов/распорядительных документов о назначении на должность или копии трудовых договоров или копии договоров гражданско-правового характера или копии трудовых книжек сотрудников, подтверждающих трудовые отношения специалистов с участником закупки, с записью о том, что сотрудник работает по настоящее время (на дату подачи заявки).
- перечень трудовых ресурсов у участника закупки (Приложение N 2 к критериям оценки заявок).
Копии документов должны быть представлены в полном объеме в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые даты, сведения, подписи и печати.
Информация о наличии у участника закупки специалистов, не подтвержденная вышеуказанными документами, учитываться при оценке не будет.
Комиссией Управления установлено, что приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 утверждены перечни специальностей/направлений подготовки высшего образования. Специальность/направление подготовки "Водоснабжение и водоотведение" в данных перечнях отсутствует.
Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст введен в действие ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (начало действия с 01.07.2017), из которого следует, что специальность "Водоснабжение и водоотведение" (код 2.08.02.04) является специальностью не высшего, а среднего профессионального образования.
До начала действия ОК 009-2016 (01.07.2021), действовал ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст, из текста которого следовало, что специальность (направление подготовки) с наименованием "Водоснабжение и водоотведение" (код 270112) являлась специальностью как высшего, так и среднего профессионального образования.
Заказчиком для обозрения Комиссии в качестве подтверждения наличия специалистов, имеющих требуемый заказчику документ об образовании, представлен диплом о высшем образовании работника заказчика, в котором указана специальность "Водоснабжение и водоотведение".
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.
В ходе анализа размещенных в открытом доступе в сети Интернет сведений Комиссией Управления установлено, что в настоящее время обучение по образовательным программам по направленности "Водоснабжение и водоотведение" осуществляется различными учебными организациями высшего образования.
Из изложенного Комиссия Управления делает вывод о том, что привлечение специалистов с соответствующим образованием является возможным, получение баллов по рассматриваемому показателю критерия не является невыполнимым.
Кроме того, наличие оспариваемых положений конкурсной документации не является препятствием для подачи заявки на участие в конкурсе, непредоставление документов и сведений по рассматриваемому показателю нестоимостного критерия не будет являться основанием для отклонения заявки от участия в закупке.
Таким образом, рассматриваемый довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении соответствующих изменений в конкурсную документацию.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Компания "Интегратор" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок города Пензы" для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры города Пензы открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения города Пензы" (извещение N 0855300002821000500 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2021), частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 8 статьи 32 закона о контрактной системе, пункта 27 Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
1. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию.
2. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Заказчик:
Управление градостроительства и архитектуры города Пензы
440000, г. Пенза, Площадь Маршала Жукова, д. 4, guga_penza@mail.ru
Уполномоченное учреждение:
Муниципальное казенное учреждение "Центр закупок города Пензы"
440000, г. Пенза, ул. Московская, д. 110
zakupki-penza@mail.ru
Заявитель:
Общество с ограниченной ответственностью Компания "Интегратор"
150001, г. Ярославль, Московский пр-кт, д. 1А, помещ. 27
law2@int76.ru
Оператор электронной площадки:
АО "Сбербанк-АСТ"
ko@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по жалобе N 058/06/106-930/2021
"14" октября 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от 14.10.2021 N 058/06/106-930/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО Компания "Интегратор" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок города Пензы" для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры города Пензы открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения города Пензы" (извещение N 0855300002821000500 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2021), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Управлению градостроительства и архитектуры города Пензы, уполномоченному учреждению - муниципальному казенному учреждению "Центр закупок города Пензы" - в срок до 28.10.2021 устранить нарушение части 8 статьи 32 закона о контрактной системе, пункта 27 Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- вернуть участникам закупки заявки на участие конкурсе;
- внести изменения в положения конкурсной документации в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- продлить сроки подачи заявок на участие в закупке;
- установить новые регламентированные сроки рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, подачи окончательных предложений;
- разместить информацию о новых установленных регламентированных сроках;
- осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и решением Комиссии Управления от 14.10.2021 N 058/06/106-930/2021.
3. Оператору электронной площадки в срок до 28.10.2021 обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий.
4. Заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки в срок до 03.11.2021 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте по адресу: to58@fas.gov.ru.
За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 14 октября 2021 г. N 058/06/106-930/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2021