резолютивная часть решения оглашена 15.10.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:,
в присутствии представителя заказчика , действующего на основании доверенности,
в отсутствии представителей заявителя, уполномоченного органа, оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных уведомлением о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200002121000030 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Очистные сооружения г.п. Тырныауз, Эльбрусский район, КБР" (далее - аукцион), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении конкурса.
Согласно жалобе заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика выразившиеся в следующем: 1) в техническом задании отсутствует обязанность выполнения инженерных изысканий; 2) в техническом задании и проекте контракта отсутствуют сведения об исходных данных для проектирования, в частности отсутствует информация о земельном участке, на котором предполагается размещение объекта капитального строительства, отсутствует указание на обязанность заказчика предоставить проектировщику исходные данные: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, технические условия на подключение; 3) в техническим задании заказчика, проекте контракта отсутствует указание на возложение на проектировщика обязанности по проведению государственной экспертизы проекта, в том числе на предоставление проектировщику полномочий выступать от имени заказчика при проведении государственной экспертизы проектной документации. Одновременно условия контракта о цене и НМЦК сформированы без учета стоимости выполнения государственной экспертизы проектной документации.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе заявителя, письменные возражения уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.06.2021 г. в 18:11 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru опубликован открытый конкурс в электронной форме N0104200002121000030 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Очистные сооружения г.п. Тырныауз, Эльбрусский район, КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 9 800 000,00 руб. В извещении о проведении конкурса предусмотрено: дата и время начала подачи заявок 18.06.2021 г. в 18:11 ч.; дата и время окончания подачи заявок 11.10.2021 г. 09:00 ч.; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 18.10.2021. 18:00 ч.; дата подачи окончательных предложений 20.10.2021; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 25.10.2021 г. 18:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1) Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Требования к лицам, осуществляющим работы по разработке проектной документации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Согласно пункту 17 информационной карты конкурсной документации, установлено, помимо прочего, следующее требование к участникам закупки: 1) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования; 2) наличие у участника закупки права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); 3) уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 4) уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 5) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Указанные требования не применяются в отношении юридических лиц, указанных в части части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, субподрядчики, привлекаемые исполнителем, обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что для разработки технического задания на проведение изыскательских работ, необходимо иметь информацию о принимаемых проектных и объемно-планировочных решениях, разработка заданий и программ проведения изыскательских работ поручается генеральной подрядной организации, которая доводит задание на выполнение инженерных изысканий и программа выполнения инженерных изысканий до субподрядчиков.
2) Согласно части 6 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу: 1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); 2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); 3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что победителю открытого конкурса будет предоставлен градостроительный план участка, а так же, все имеющиеся документы, предусмотренные с частью 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3) Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
На заседании Комиссии установлено, что по Аукциону обоснование начальной (максимальной) цены контракта определялось методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив конкурсную документацию установила, что коммерческие предложение поступили от трех поставщиков Исполнитель N1, Исполнитель N2, Исполнитель N3, следовательно порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.11 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N841/пр, НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации определяется с учетом стоимости сопутствующих работ, выполняемых одновременно с инженерными изысканиями и (или) подготовкой проектной документации, и иных видов работ, и связанных с ними затрат, в случае если такие работы предусмотрены контрактом и (или) заданием на проектирование.
В обжалуемой закупке услуги по организации и проведению государственной экспертизы проекта являются сопутствующими услугами, при этом, НМЦК определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а стоимость таких услуг включена в стоимость выполняемых работ по контракту.
В соответствии с градостроительным законодательством РФ подрядчик может являться уполномоченным техническим заказчиком т.е лицом, обратившимся с заявлением о проведении государственной экспертизы. При этом, данному лицу на стадии исполнения контракта будет предоставлена доверенность на проведение государственной экспертизы, подтверждающая полномочия действовать от имени технического заказчика.
Кроме того, в соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, НМЦК определена в пределах лимитов бюджетных обязательств и её увеличение в связи с включением отдельно расходов на проведение государственной экспертизы не возможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
Признать жалобу заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 20 октября 2021 г. N 007/06/58.3-1158/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021