Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
-- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс п. Хребет, железнодорожная станция, ул. Вокзальная, д.3а; п. Н. Атлян, ул. Городок, д.20 (извещение N 0169300035821000338), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация, Заказчик): Бирт Л.А., действующей на основании доверенности N 46 от 27.04.2021;
- представителя ООО "Спецавтоколонна" (участник закупки, заинтересованное лицо): Томиловой О.С., действующей на основании доверенности N 2 от 01.10.2021,
- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.10.2021 поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс п. Хребет, железнодорожная станция, ул. Вокзальная, д.3а; п. Н. Атлян, ул. Городок, д.20 (извещение N 0169300035821000338) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.09.2021 в 15:59.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс п. Хребет, железнодорожная станция, ул. Вокзальная, д.3а; п. Н. Атлян, ул. Городок, д.20 составляет 3 396 166,28 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 08.10.2021 08:00.
В соответствии с протоколом проведения аукциона от 08.10.2021 на участие в закупке поступило шесть заявок.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0169300035821000338 от 13.10.2021 победителем аукциона признано ООО "АЛЬЯНС" с предложением о цене контракта 2 801 837,20 рублей.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
По мнению Заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и предоставлении данной лицензии в составе второй части заявки, поскольку транспортировка и размещение отходов не выступает самостоятельным объектом закупки, а входит в перечень работ (услуг), которые необходимо выполнить по условиям заключаемого контракта.
Заказчик по доводам жалобы представил письменные пояснения и указал следующее.
Локальный сметный расчет (локальная смета) включает, помимо работ по сносу, также работы по транспортированию и размещению отходов. Пунктом 1.1 проекта контракта установлено, что в соответствии с условиями настоящего Контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по сносу соответствующего аварийного дома в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и локальной сметой (Приложение N2); а заказчик обязуется осуществить приемку выполненных работ и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Следовательно, деятельность по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, образовавшихся после выполнения работ по сносу аварийного дома, является самостоятельным видом работ, требуемых к выполнению в рамках предмета контракта рассматриваемой закупки. В связи с чем, к участникам электронного аукциона должно быть установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по транспортированию и размещению отходов соответствующего класса опасности.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Представителем заинтересованного лица представлено письменное мнение, указано следующее.
По мнению данного участника закупки, в аукционной документации отсутствует обязательное требование о наличии участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности со следующими видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование и размещение отходов IV класса опасности. В аукционной документации отсутствует обязательное требование о наличии у участника договора на транспортирование (либо о наличии собственного транспорта) и договора на размещение (захоронение) отходов на полигоне, имеющим соответственную лицензию и внесенные в ГРОРО. Наличие указанных договоров является существенным и необходимым условием. В том случае, когда организация (участник закупки) планирует привлекать к выполнению работ субподрядчиков, компания прикладывает к заявке свидетельство о допуске к работам по генподряду и лицензию подрядчика.
Участник считает, что при отсутствии допуска необходимы допуски по всем видам работ, которые влияют на безопасность строительного процесса, и разрешительный документ от МЧС России (письмо Минэкономразвития N ОГ-Д28-1183 от 20.01.2016).
Также, по мнению заинтересованного лица, при формировании начальной (максимальной) цены контракта существенно занижена стоимость выполняемых работ, являющихся объектом закупки.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Классы опасности отходов определены статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления).
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых видов деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
В пункте 9 технического задания по каждому объекту указано, что работы, связанные с отходами 4 класса опасности (8 12 901 01 72 4 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный) должны осуществляться при наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") со следующими видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование и размещение отходов IV класса опасности, с предоставлением Заказчику документов, подтверждающих размещение и оплату.
Аналогичная информация содержится в пункте 3.2.19 проекта контракта, согласно которому транспортирование и размещение отходов 4 класса опасности должно осуществляться организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности с учетом требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Отходы, образующиеся в рамках выполнения работ по настоящему Контракту, размещаются Подрядчиком исключительно в местах размещения отходов. Копии документов, подтверждающих соблюдение настоящих требований, должны быть приложены Подрядчиком в составе документов о приемке выполненных работ.
Также данным пунктом проекта контракта предусмотрено, что Подрядчик вправе привлекать сторонние организации для выполнения таких работ.
Из содержания локальных смет, являющихся неотъемлемой частью проекта контракта, следует, что данными документами предусмотрен тариф на захоронение и утилизацию производственных и приравненных к ним отходов (1920 руб.) 1 т груза, а также содержится расценка на перевозку грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т на расстояние: до 90 км (поз. 3) с указанием объема такого груза - 1 155,6.
Таким образом, описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности с указание вида и объема указанных работ, что требует наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с учетом видов деятельности и класса опасности отходов, указанных в документации о закупке.
Пунктом 19 информационной карты аукционной документации предусмотрено в качестве требований к участникам закупки наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование и размещение отходов IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 26 информационной карты аукционной документации во второй части заявки участник электронного аукциона представляет, в том числе, лицензию (или выписку из Реестра лицензий в порядке, предусмотренном Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий") на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование и размещение отходов IV класса опасности.
На основании изложенного, установление требований к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии и предоставлении указанной лицензии, не противоречит пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, 5 статьи 31, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения, не обоснованы.
Также Комиссия отмечает, что из содержания заявок на участие в аукционе следует, что Заявитель заявку не подавал.
В силу частей 2, 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), исходя из содержания пункта 19 информационной карты и пункта 26 информационной карты (часть 2) документации о закупке следует, что обязательным требованием к участнику закупки является наличие членства саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО), подтверждаемого выпиской из реестра членов СРО.
В силу пункта 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ основной функцией национального объединения саморегулируемых организаций является ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, форма которого утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра.
Таким образом, сведения о хозяйствующем субъекте, являющемся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, должны содержаться в едином реестре членов саморегулируемых организаций с учетом части 1, пункта 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ.
Таким образом, сведения о хозяйствующем субъекте, являющемся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, должны содержаться в едином реестре членов саморегулируемых организаций с учетом части 1, пункта 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ.
Согласно сведениям, размещенным в едином реестре членов саморегулируемых организаций на сайте Ассоциации "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ) http://reestr.nostroy.ru/, сведения о членстве ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (ИНН 6321132539) в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у заявителя специальной правоспособности, которая позволила бы ему принять участие в закупке и претендовать на заключение контракта, что свидетельствует об отсутствии у заявителя материально-правовой заинтересованности участия в закупки, в связи с чем права и законные интересы участника закупки не могут быть нарушены.
В отношении доводов, изложенных в письменном мнении заинтересованного лица, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Из положений извещения о проведении аукциона, аукционной документации следует, что окончание срока подачи заявок на участие в закупке 08.10.2021 08:00.
В этой связи, доводы, указанные в письменных пояснениях заинтересованного лица, фактически представляют собой обжалование участником закупки положений аукционной документации, в связи с чем не могут быть приняты антимонопольным органом и рассмотрены по существу.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 4 статьи 55.31 ГрК РФ работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 55.31 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 396 166,28 рублей.
Пунктом 19 информационной карты аукционной документации в качестве единых требований к участникам закупки установлено, в том числе, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (СРО) и соответствовать совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
2) совокупный размер обязательств по указанным в пункте 1) договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
3) иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Данным пунктом также предусмотрено, что не требуется членство в СРО и подтверждающие документы участникам закупки:
- перечисленным в части 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- предложившим цену контракта, не превышающую 1 (один) млн. рублей.
Подпунктом 5.1 пункта 26 информационной карты аукционной документации предусмотрено, что во второй части заявки участник электронного аукциона представляет, в том числе, выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выданную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора, от 04.03.2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", с указанием уровня ответственности по обязательствам (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ).
С учетом изложенного, аукционная документация не противоречит частям 4 и 5 статьи 55.31 ГрК РФ и законодательству о контрактной системе.
3. Проверка расчета начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупки не относятся к компетенции антимонопольного органа, так как в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
4. В отношении довода заинтересованного лица об отсутствии в аукционной документации обязательного требования о наличии у участника договора на транспортирование (либо о наличии собственного транспорта) и договора на размещение (захоронение) отходов на полигоне, имеющим соответственную лицензию и внесенные в ГРОРО, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В этой связи, отсутствие в аукционной документации требования о наличии у участника договора на транспортирование (либо о наличии собственного транспорта) и договора на размещение (захоронение) отходов на полигоне, имеющим соответственную лицензию и внесенные в ГРОРО, не противоречит статье 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс п. Хребет, железнодорожная станция, ул. Вокзальная, д.3а; п. Н. Атлян, ул. Городок, д.20 (извещение N 0169300035821000338) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 октября 2021 г. N 074/06/105-2806/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021