Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
-- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории города Троицка (извещение N 0169300008221000208),
- в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Управления по капитальному строительству Администрации г. Троицка (далее - Управление, Заказчик): начальника Управления Андреева А.А., действующего на основании распоряжения N 14-к от 18.01.2021;
- в отсутствие представителей Управления муниципальной собственности Администрации (Отдел материальных ресурсов) г. Троицка (далее - Уполномоченный орган), представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие Уполномоченного органа (исх. N 19528 от 14.10.2021);
- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.10.2021 поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории города Троицка (извещение N 0169300008221000208) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 01.10.2021 в 14:21.
Начальная (максимальная) цена контракта на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории города Троицка составляет 5 500 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.10.2021 10:00.
Протоколом N 205-ЭА рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0169300008221000208 от 12.10.2021 аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" заключаются в следующем.
1. Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и предоставлении данной лицензии в составе второй части заявки, поскольку транспортировка и размещение отходов не выступает самостоятельным объектом закупки, а входит в перечень работ (услуг), которые необходимо выполнить по условиям заключаемого контракта.
Кроме того, Заявиетль отмечает, что аукционной документацией предусмотрено представление участником закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе собственной лицензию на обращение отходов I-IV классов опасности либо договора с организацией, обладающей лицензией на обращение отходов I-IV классов опасности.
По мнению Заявителя, последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
2. Техническим заданием аукционной документации предусмотрен вид отходов и их состав, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), код 73120000000 - Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам. По мнению Заявителя, данный код ФККО не позволяет идентифицировать, к какому классу опасности относятся отходы.
Заказчик по доводам жалобы представил письменные пояснения и указал следующее.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - 1-й класс опасности; 2 -И-й класс опасности; 3 - Ш-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Согласно техническому заданию, дефектной ведомости и локальной смете необходимо выполнить следующие виды работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на территории города Троицка:
- очистка от грязи и мусора тротуаров вручную;
- очистка кромки проезжей части вдоль бортового камня от грязи и мусора вручную.
В техническом задании указано, что вид отходов и их состав: согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N242), код 73120000000 - отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО).
Объектом закупки является "Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них". Согласно техническому заданию, дефектной ведомости и локальной смете в состав работ входят - очистка от грязи и мусора тротуаров вручную; очистка кромки проезжей части вдоль бортового камня от грязи и мусора вручную.
Заказчик указывает, что подкодом 73120511724 - отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог, который включен в код ФККО -73120000000, отнесен к 4 классу опасности.
Заказчик считает, что требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо договора с организацией, обладающей лицензией на обращение отходов I-IV классов опасности, не противоречит законодательству о контрактной системе и не огранивает конкуренцию между участниками закупки.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Классы опасности отходов определены статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления).
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых видов деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
Пунктом 19 информационной карты аукционной документации предусмотрено в качестве единых требований к участникам закупки наличие лицензии на осуществление транспортировки отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", или договор на проведение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений с организацией имеющую действующую лицензию, на осуществление транспортировки отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Предоставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, указанным в пункте 19 информационной карты аукционной документации, во второй части заявки предусмотрено пунктом 22 информационной карты аукционной документации.
Дефектной ведомостью (Приложение N 1 к аукционной документации) предусмотрены, в том числе, следующие виды работ: очистка от грязи и мусора тротуаров вручную; погрузка при автомобильных перевозках мусора с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м; перевозка мусора автомобилями-самосвалами на расстояние до 140 км; размещение мусора на полигоне ООО "Полигон ТБО".
Локальной сметой (Приложение N 4 к аукционной документации), являющейся неотъемлемой частью проекта контракта, предусмотрена стоимость размещения мусора на полигоне ООО "Полигон ТБО" (816,9/5,56) МТРиЭ ЧО Пост. N56/12 от 01.12.2020, а также содержится расценка на перевозку мусора автомобилями-самосвалами на расстояние до 140 км, 1 т груза (поз. 3) с указанием объема такого груза - 5.
Из совокупности указанных положений аукционной документации следует, что описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности с указание вида и объема указанных работ, что требует наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с учетом видов деятельности и класса опасности отходов, указанных в документации о закупке.
Согласно пункту 5.1.5 проекта контракта для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории города Троицка подрядчик должен иметь действующую лицензию на осуществление транспортировки отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом, пунктом 5.2.3 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик вправе для выполнения работ привлекать субподрядные организации. Привлечение субподрядных организаций не влечет за собой изменения стоимости и объемов работ по настоящему контракту. В случае привлечения Подрядчиком к выполнению работ субподрядных организаций, Подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиками.
Данное положение проекта контракта не противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку предоставление требование к участникам закупки о выполнении работ, являющихся объектом закупки, исключительно собственными силами, без привлечения третьих лиц, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
С учетом изложенного, установление требований к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление транспортировки отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, или договора на проведение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений с организацией имеющую действующую лицензию, на осуществление транспортировки отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, не противоречит пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, 5 статьи 31, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы заявителя в указанной части являются необоснованными.
2. Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок).
Согласно пункту 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Вид отходов отображается в федеральном классификационном каталоге отходов следующим образом:
Код вида отходов; Наименование вида отходов; Код вида отходов имеет 11-значную структуру. Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом: X блок, XX тип, XXX подтип, XXX XXX группа, XXX XXX XX подгруппа, XXX XXX XX XX позиция.
Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп - с 1 по 999; подгрупп - с 1 по 99.
Девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 - данные не установлены; 01 - твердый; 02 - жидкий; 03 - пастообразный; 04 - шлам; 05 - гель, коллоид; 06 - эмульсия; 07 - суспензия; 08 - сыпучий; 09 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 - иное.
Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
ФККО предусмотрен код группы отходов 73120000000 - "отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" с подгруппой - 73120001724 - мусор и смет уличный.
Объектом закупки является содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории города Троицка.
В соответствии с пунктом 1 Технического задания (Приложение N 3 к аукционной документации) в состав работ по содержанию тротуаров и автобусных остановок, в том числе, входит очистка от грязи и мусора тротуаров вручную. При этом определен вид отходов, относящийся к коду группы отходов ФККО 73120000000, предусматривающей, в том числе, отходы IV класса опасности.
В этой связи, требование аукционной документации о наличии у участника закупки лицензии на осуществление транспортировки отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, или договора на проведение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений с организацией имеющую соответствующую действующую лицензию, применительно к установленному аукционной документацией виду отходов, предусмотренному кодом ФККО 73120000000, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения, не обоснованы.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории города Троицка (извещение N 0169300008221000208) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2021 г. N 074/06/105-2854/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2021