Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л..- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также -Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Контракт", надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителя государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Астраханское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" - Попова Е.В. (действующий по доверенности Nб/н от 14.10.2021 года),надлежащим образом извещенного, рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Астраханское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту фасада мастерских и учебно-производственных мастерских (реестровый N 0325100019021000021), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.10.2021 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Астраханское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту фасада мастерских и учебно-производственных мастерских (реестровый N 0325100019021000021) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 15.10.2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.508.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, проведя внеплановую проверку, установила, что 04.10.2021 государственным заказчиком - Федеральным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Астраханское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту фасада мастерских и учебно-производственных мастерских (реестровый N 0325100019021000021) и документация о нем (далее также - аукционная документация).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 160 300,00 руб.
1. В своей жалобе ООО "Контракт" указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе при установлении в аукционной документации срока окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 5 Инструкции участникам закупки аукционной документации Заказчиком установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электроном аукционе - "12" октября 2021 г. в 09 часов 00 минут.
В свою очередь, дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации в пункте 8.5 Инструкции участникам закупки аукционной документации установлена как "11" октября 2021 г.
С учетом срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе ("12" октября 2020 г. 09:00) Комиссия Управления установила, что последним днем для подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является 08.10.2021, соответственно, разъяснение должно быть размещено в течение двух дней, то есть не позднее 10.10.2021.
Следовательно, Заказчик неверно установил дату окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Комиссия Управления отмечает, что в извещении о проведении закупки и аукционной документации содержатся разночтения в установленном времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В извещении дата и время окончания подачи заявок на участие в электроном аукционе установлена Заказчиком как "12" октября 2021 года 13 часов 38 минут, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 11 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя является обоснованным.
2.Согласно доводу Заявителя Заказчиком нарушены сроки проведения электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Комиссией Астраханского УФАС России установлено, что проектная документация включена в состав аукционной документации на выполнение работ по капитальному ремонту фасада мастерских и учебно-производственных мастерских (реестровый N 0325100019021000021), что в силу требований пункта 8 части 1 статьи 33, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе обязывает Заказчика установить дату и время проведения электронного аукциона через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В пункте 5 Инструкции участникам закупки аукционной документации Заказчиком установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электроном аукционе - "12" октября 2021 г. в 09 часов 00 минут.
Регламентированный срок проведения Заказчиком электронного аукциона является "12" октября 2021 года в 13 часов 00 минут.
При этом, согласно пункту 7 Инструкции участникам закупки аукционной документации датой проведения электронного аукциона является - 14.10.2021 года.
Действия Заказчика, выразившиеся в неверном определении даты и времени проведения электронного аукциона, нарушают требования части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение.
3.Из жалобы Заявителя следует, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении к участникам закупки требований о предоставлении во второй части своей заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих неустановленные им в документации требования вводят в заблуждение участников закупки.
Комиссия Управления соглашается с довод Заявителя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 2 части 5 стать 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Подпунктом 3 пункта 18 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено такое требование к содержанию и составу заявки участника закупки как: "Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3.1.2 - 3.1.8 ИУЗ настоящей документации об электронном аукционе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
При этом, в Инструкции участникам закупки аукционной документации пункты 3.1.2-3.1.8 отсутствуют.
Данные действия Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, чем нарушают требования части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Заявитель указывает, что идентификационный код закупки (далее - ИКЗ), указанный в проекте контракта не соответствует ИКЗ, указанному в извещении о проведении в электронного аукциона.
Изучив аукционную документацию, Комиссия Управления установила, что Заказчиком в проекте контракта указан следующий ИКЗ: 211301801665630180100100490004329243.
Однако, в извещении о проведении электронного аукциона указан иной ИКЗ: 211301801665630180100100490014329243.
Соответственно, в аукционной документации и извещении рассматриваемого электронного аукциона имеется разночтение относительно ИКЗ.
Данные действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя является обоснованным.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекта контракта в соответствии с пунктом 4 Правил N1042 от 30.08.2017 года установлена ответственность за неисполнение\ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 (пункт 9.3 проекта контракта), что не соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила N1042).
Заказчиком в п.9.3 проекта контракта установлено следующее: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком, обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей".
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При этом в извещении и аукционной документации Заказчиком не установлено ограничение о закупке только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу пункта 3 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Однако Заказчиком в проекте контракта ответственность, предусмотренная за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, в соответствии с пунктом 3 Постановления N1042 не установлена, что не соответствует части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Поскольку согласно данным единой информационной системы 11.10.2021 года Заказчиком размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), основания для выдачи предписания у Комиссии Управления отсутствуют.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Астраханское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту фасада мастерских и учебно-производственных мастерских (реестровый N 0325100019021000021) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Астраханское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 68, часть 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту фасада мастерских и учебно-производственных мастерских (реестровый N 0325100019021000021).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
П.Л.Потылицын
Члены комиссии:
Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 октября 2021 г. N 030/06/65-1383/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021