Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<--------->;
Членов Комиссии:
<--------->;
<--------->,
Заявитель, Заказчик и Уполномоченный орган, должным образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей для участия в рассмотрении не представили,
рассмотрев жалобу ИП Межевов А.Ю. (ИНН: 502209852420) на действия Заказчика МКУ "Управление городского хозяйства" (ИНН: 8911010907), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Приобретение и устройство Арт-объекта "Праздничное настроение"", начальная (максимальная) цена контракта - 4 477 000,00 рублей (извещение N 0190300001321001108) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 6473 от 08.10.2021) на действия Заказчика. (подана с использованием электронной почты 07.10.2021 в 20 часов 44 минуты).
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 29.09.2021 10:01 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 08.10.2021 09:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 08.10.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 11.10.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Заказчиком в техническом задании, при описании товара "Световое объемное дерево" установил требования к металлокаркасу которые не соответствуют ГОСТ, а также при описании элемента "верхушка" товара "Светодиодный объемный каркасный шар" установил требования к составляющим "колец крепления" не соответствующим ГОСТ.
2. Заказчик в техническом задании, усложнил инструкцию, введя не стандартные обозначения, а именно требования к одному и тому же показателю (степень защиты) заказчик устанавливает с помощью различных способов с различными правилами толкования.
В своих возражениях Заказчик пояснил, что при установлении требований к металлическому каркасу товара "Световое объемное дерево", сталь по Гост 8639-82 и Гост 8645-68, у 3аказчика не установлено требование к форме трубы.
По другим доводам жалобы Заказчиком возражений и пояснений не представлено.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В своей жалобе Заявитель указывает, что при описании товара "Световое объемное дерево" при установлении к металлокаркасу заказчиком предъявлены требования (стр. 34 Документации):
Металлический каркас |
Должен быть выполнен, в том числе, из труб, проката листового, прутка |
Стальная труба |
Соответствует гост 8639-82 или гост 8645-68. Используется для изготовления подиума. |
Наружный размер стороны а трубы / |
30 (диапазон _15) |
Наружный размер стороны а трубы/ |
20 (диапазон _10) |
Толщина стенки s трубы, мм |
1,5 (диапазон _0,5) |
Масса 1 метра трубы, кг |
4,40 (диапазон _0,10) |
Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе предусмотрена следующая интерпретация используемых символов:
- В случае применения заказчиком в техническом задании слов "или", "либо", знаков ";", "/" - участник в заявке выбирает одно из указанных значений показателя, если иное не следует из данной инструкции. При этом участник в заявке конкретизирует выбранное значение в соответствии с инструкцией, если таковое требуется;
- знака "_" - участником в заявке предоставляется одно конкретное значение в рамках диапазона с учетом указанного допуска в большую или меньшую сторону, исключая крайние значения (при этом величина возможного допуска в большую или меньшую сторону указана заказчиком справа от знака "").
Потребностям заказчика будет удовлетворять металлический каркас:
а) изготовленный из стали по Гост 8639-82 ("Трубы стальные квадратные. Сортамент") или Гост 8645-68 ("Трубы стальные прямоугольные. Сортамент"). Участник закупки должен выбрать, прямоугольные или квадратные трубы будут использованы в металлическом каркасе;
б) наружный размер стороны а трубы / размер стороны а трубы, мм - исходя из инструкции диапазон размеров может быть предложен от 15 до 45 мм не включая крайние значения;
в) наружный размер стороны а трубы/ размер стороны в трубы, мм - исходя из инструкции диапазон размеров может быть предложен от 10 до 30 мм не включая крайние значения;
г) Толщина стенки s трубы, мм - исходя из инструкции может быть предложен от 1 до 2 мм не включая крайние значения;
д) Масса 1 метра трубы, кг - исходя из инструкции может быть предложен от 4,3 до 4,5 кг не включая крайние значения;
Однако ни ГОСТ 8639-82, ни ГОСТ 8645-68 не содержит характеристики стальной трубы, которая одновременно соответствовала бы заявленным характеристикам.
Так ГОСТ 8639-82 показателю масса 1 м трубы (более 4,3 кг и менее 4,5 кг) соответствует только труба с наружным размером А 35 мм и толщиной стенки 5 мм, т.е. масса 4,37 кг. Но данная труба не подходит Заказчику, то есть толщина стенки должны быть менее 2 мм. Иных подходящих труб в данном документе нет.
ГОСТ 8645-68 для труб с размером стороны А в диапазоне от 15 до 45 мм вообще не содержит труб с массой 1 метра от 4,3 до 4,5 кг.
Таким образом, заказчик устанавливает требования к товару, которые не соответствуют нормативно-технической документации, а именно ГОСТ 8639-82 и ГОСТ 8645-68, при этом требует соответствие указанным документам.
При описании элемента "верхушка" товара "Светодиодный объемный каркасный шар" при установлении требований к составляющим "колец крепления" указано (стр. 43 Документации):
Составляющие "колец крепления" |
Должен быть выполнен, в том числе, из труб |
Труба |
Соответствует гост 8639-82 или гост 8645-68 |
Наружный размер стороны а трубы |
30 (диапазон _15) |
Наружный размер стороны а трубы |
20 (диапазон _10) |
Толщина стенки трубы, мм |
От 1,5 до 2,0 |
Масса 1 метра трубы, кг |
От 2,5 до 2,66 |
В соответствии с инструкцией слов "от_ до_" - участником в заявке предоставляется одно конкретное значение в рамках указанного заказчиком диапазона значений показателя исключая крайние значения;
Так, по показателю "толщина стенки трубы" требованиям заказчика будет удовлетворять значение более 1,5 мм и менее 2,0 мм. Однако ни ГОСТ 8639-82, ни ГОСТ 8645-68 не содержит и не предлагает ни одной трубы с толщиной стенки более 1,5 мм и менее 2,0 мм, так как в них имеются значения толщины стенки или 1,5 мм или 2,0 мм, промежуточные значения отсутствуют.
Таким образом, заказчик устанавливает требования к товару, которые не соответствуют нормативно-технической документации, а именно ГОСТ 8639-82 и ГОСТ 8645-68, при этом требует соответствие указанным документам.
Заказчик в своих возражениях указал на тот факт, что при описании объекта закупки не устанавливал требование к форме трубы, однако Комиссия не согласна с доводом Заявителя, так как согласно ч. 2 Документации об электронном аукционе "Техническое задание" указано:
- По позиции "Светодиодное объемное дерево" - Металлический каркас должен быть выполнен, в том числе, из труб, проката листового, прутка. Стальная труба - соответствует гост 8639-82 или гост 8645-68. Используется для изготовления подиума.
- По позиции 3 "Светодиодный объемный каркасный шар" - Металлический каркас должен состоять из сборного шара-основания, верхушки, скамеек. Составляющие "основания крепления" должен быть выполнен, в том числе, из труб. Труба соответствует гост 8639-82 и (или) гост 8645-68.
Комиссией установлено, что Гост 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент", Гост 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент", следовательно Заказчиком установлены требования к металлическим трубам квадратного сечения, либо прямоугольного.
Изучив требования Гост 8639-82 и Гост 8645-68 Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком установлены требования к характеристикам товара не соответствующие требованиям Гост.
В связи с указанным Заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения предусмотренный ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии со вторым доводом Заявитель указывает, что Заказчик, так же усложнил инструкцию, введя не стандартные обозначения. Согласно инструкции:
В случае, если в техническом задании заказчиком значение показателя указано с использованием нескольких значений, то требование слова применяется к каждому значению показателя. Данное правило распространяется, в том числе, и на значение показателя степени защиты.
В случае, если в техническом задании заказчиком значение показателя указано с использованием нескольких значений, то требование знака применяется к первому значению, следующему после знака, остальные значения показателя остаются неизменными. Данное правило распространяется, в том числе, и на значение показателя степени защиты.
Подобное при описании закупки использует в частности по следующим показателям:
Степень защиты от проникновения воды и твердых предметов по гост 14254-2015 |
> ip45 |
Степень защиты от проникновения твердых предметов и воды в соответствии с гост 14254-2015 |
|
Степень защиты от проникновения твердых предметов и воды в соответствии с гост 14254-2015 |
Свыше ip44 |
Степень защиты распределительного монтажного щита от проникновения твердых предметов и воды в соответствии с гост 14254-2015 |
Не ниже ip 54 |
То есть требования к одному и тому же показателю (степень защиты) заказчик устанавливает с помощью различных способов с различными правилами толкования
По данному доводу Комиссия отмечает, что обозначенные Заявителем показатели установлены Заказчиком к различным товарам, что не противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе и не влияет на ограничение конкуренции, в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения норм Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении аукционной документации в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Межевов А.Ю. (ИНН: 502209852420) на действия Заказчика МКУ "Управление городского хозяйства" (ИНН: 8911010907), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Приобретение и устройство Арт-объекта "Праздничное настроение"", начальная (максимальная) цена контракта - 4 477 000,00 рублей (извещение N 0190300001321001108), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица заказчика, ответственного за утверждение документации закупка N 0190300001321001108 о необходимости представить в срок до 08.11.2021 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты;
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 09.11.2021 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <--------->
Члены Комиссии: <--------->
<--------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 октября 2021 г. N 089/06/33-596/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021