Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
заместителя руководителя Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии:
от Заявителя- представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП Саядян З.К. (ИНН: 150900909570) на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов", начальная (максимальная) цена контракта - 3 600 000,00 рублей (извещение N 0190200000321009747), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www. zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба (вход. N 6553 от 12.10.2021) Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат нормам Закона контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, действовал в соответствии с положениями действующего законодательства РФ.
В соответствии с извещением, документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
2) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
Дата и время начала срока подачи заявок - 17.09.2021 13:49;
3) дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.09.2021 06:00;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 30.09.2021;
5) Дата проведения аукциона - 01.10.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно размещен Протокол отказа от заключения контракта от 08.10.2021 NПОК1 и неправомерно отказал ИП Саядян З.К., в заключении контракта, тем самым уклонившись от заключения контракта.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Процедура заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирована статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) указанной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Вместе с этим, согласно ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3, 5, 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.10.2021 N0190200000321009747-3 Заявитель признан соответствующим требованиям документации об аукционе.
Согласно п. 7 Протокола указано, что в результате рассмотрения вторых частей заявок признать победителем закупки - Саядян Залина Казбековна ИНН 150900909570, предложившего цену контракта 3 024 000 руб. три миллиона двадцать четыре тысячи рублей 00 копеек.
Однако 08 октября 2021 года Заказчиком в лице Врио руководителя контрактной службы С.М. Арслановой опубликован Протокол отказа от заключения контракта от 08.10.2021 NПОК1.
Согласно п. 5 данного протокола Заказчиком указаны основания для отказа от заключения Контракта, а именно:
В соответствии с ч. 6.1. ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлена недостоверная информация, содержащиеся в документах, предоставленных победителем электронного аукциона.
Данные о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения Контракта.
Победитель аукциона - индивидуальный предприниматель Саядян З.К., зарегистрированы следующие виды деятельности (по ОКВЭД):
- основной: предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (96.02);
- дополнительный: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10).
Другие виды деятельности, в том числе необходимые для выполнения работ, являющиеся предметом закупки у данного индивидуального предпринимателя отсутствуют.
Согласно части 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в Российской Федерации действует Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", которым предусмотрено, что для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования: выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом (подпункт 3.2 пункта 2 статьи 4).
Во исполнение указанный выше нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также указанного технического регламента принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", которым утверждены "Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - Правила N 743). Настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов.
В документации об аукционе указано, что исполнитель должен соответствовать требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах".
В соответствии с пунктом 16 Правил N 743 владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.
Определение специализированной организации дано в пункте 3 Правил N 743: "специализированная организация" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту объектов".
Пунктом 17 Правил N 743 также установлены критерии, которым должна соответствовать специализированная организация, то есть соответствующее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обеспечить наличие ряда условий.
К таковым условиям относятся:
а) наличие в штате квалифицированного персонала. Численность и уровень квалификации указанного персонала определяются с учетом выполняемых квалифицированным персоналом трудовых функций, требований настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по монтажу объекта (при наличии), а также с учетом условий, технического состояния и особенностей использования объекта и их количества.
Следует отметить, что в техническом задании Заказчика, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, указано, что оказание услуг осуществляется аттестованными специалистами в соответствии с правилами технической эксплуатации, охраны труда, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011.
Таким образом, Исполнитель до начала оказания услуг обязан провести обследование объектов, принять объекты в эксплуатацию, направить письменное подтверждение (письмо) о направлении своих специалистов на объект для оказания услуг с предоставлением соответствующих документов о квалификации направленных специалистов в соответствии с требованиями Постановление Правительства Российской Федерации N 743 от 24.06.2017 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а также предоставить документы о том, что организация имеет право оказывать услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Профессиональный стандарт, подлежащий применению при выполнении спорных работ, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 N 1120н. При этом техническое обслуживание лифтового оборудования осуществляется электромехаником по лифтам, о чем утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. N 754н утвержден профессиональный стандарт. Пунктом 3.2 в качестве особых условий допуска к работе предусмотрено, что специалист 4-го, 6-го уровня квалификации кода В допускается к работе при наличии удостоверения, подтверждающего допуск не ниже III группы по электробезопасности (решение Арбитражного суда ЯНАО от 11.06.2021 (Дело NА81-493/2021)
Таким образом, ключевым понятием в данных условиях является "квалифицированный персонал". С учетом специфики аварийно-технического обслуживание лифтов (комплекс мероприятий по эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта), и пуску остановившихся объектов, а также устранение неисправностей, связанных с прекращением функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта (определение дано в пункте 3 Правил N 743), к такому персоналу, к которому предъявляются требования о квалификации относятся: ответственный по организации технического обслуживания и ремонта лифтов, электромеханики по лифтам.
"Квалифицированный персонал" - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому
освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 N 238- ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее Закон N 238-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 238-ФЗ независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации (часть 4). Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр (часть 5).
Центром оценки квалификаций в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона N 238-ФЗ является юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Положения законодательства о квалификации лиц, осуществляющих обслуживание лифтов разъяснены Письмом Минтруда России от 09.04.2018 N 14-3/В-248, в котором в частности указано следующее: "Правилами установлено понятие квалифицированного персонала, а также обязательное соответствие квалификации работников профессиональным стандартам, устанавливающим квалификационные характеристики для осуществления трудовой функции, необходимой работнику для выполнения соответствующих работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийнотехническое обслуживание ...".
Таким образом, выполнение работ по техническому и аварийно-техническому обслуживанию лифтов должно осуществляться в соответствии с установленными правилами, к которым относятся и требования о квалификации допущенных к данным работам лиц.
Относительно осуществления данной деятельности специализированной организацией Ростехнадзор разъясняет следующее:
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 23.04.2018 N 94-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2018 N 1023 "О внесении изменений в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений":
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и предполагающие осуществлять предпринимательскую деятельность по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, обязаны направлять уведомления о начале осуществления указанного вида деятельности в Ростехнадзор и другие соответствующие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования".
Таким образом, специализированная организация должна быть включена в соответствующий реестр Ростехнадзора.
Индивидуальный предприниматель Саядян З.К. в указанный реестр не включена.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем во исполнения приказа от 20 сентября 2018 года N 452 об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по приёму и учёту уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утверждённому Правительством Российской Федерации (далее - Регламент) ИП Саядян З.К., в Северо-Уральского управления Ростехнадзора на электронную почту info@sural.gosnadzor.ru 02 сентября 2021 года было направлено уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в виде электронного документа согласно пункту 7 раздела II правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584.
Согласно пункту 2. Регламента Заявителями являются юридические лица или индивидуальные предприниматели либо их уполномоченные представители, предполагающие выполнять работы (оказывать услуги) (далее - заявители) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление.
Согласно п. 1.6. проекта Контракта по закупке N 0190200000321009747 "Оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов" установлено, что срок оказания Услуг устанавливается: с даты подписания Государственного контракта, но не ранее 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года. А дата начала срока подачи заявок - 17.09.2021 г.
Таким образом Комиссией установлено, что до момента оказания услуг по техническому обслуживанию лифтов, а так же до момента публикации извещения на электронной площадке по закупке N 0190200000321009747 во исполнение пункта 2. Регламента, участник закупки уведомил Северо-Уральского управления Ростехнадзора в установленном порядке в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 23.04.2018 N 94-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2018 N 1023 "О внесении изменений в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений".
Следовательно, победитель аукциона Саядян З.К., зарегистрирована в установленном порядке на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя, располагает материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления видов деятельности по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и монтажу лифтов,
Кроме того, Представителем Заявителя на заседании Комиссии представлены Свидетельства о квалификации лиц привлекаемых для оказания услуг по техническому обслуживанию лифтов.
Следовательно, у Заказчика отсутствовали основания об отказе Заявителю от заключения контакта, виду того, что победителем представлена недостоверная информация.
Исходя из изложенного, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком победителю торгов неправомерно отказано в заключении контракта на основании части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия отмечает, что согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи отстранение такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения относится к компетенции Аукционной комиссии, а не к полномочиям Заказчика.
На основании вышеизложенного решение Заказчика об отказе от заключения контракта с победителем аукциона в рассматриваемом случае принято в нарушение ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
В связи с тем, что данное нарушение повлияло на результаты определения поставщика, имеются основания для выдачи предписания для устранения нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Саядян З.К. (ИНН: 150900909570) на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов", начальная (максимальная) цена контракта - 3 600 000,00 рублей (извещение N 0190200000321009747) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица Заказчика, принявшего решение об отказе от заключения контракта с победителем о необходимости представить в срок до 24.11.2021 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц - назначается на 26.11.2021 в 15 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 октября 2021 г. N 089/06/83.2-603/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2021