Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "Эксперт закупок" на действия заказчика МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения площадью 624,7 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 57/1 (реестровый номер закупки 0167300000521001178),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 13.10.2021 поступила жалоба ООО "Эксперт закупок" на действия заказчика МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения площадью 624,7 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 57/1.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе приводит следующие доводы:
Первый довод. Заказчиком в проекте муниципального контракта не установлены типовые условия контракта, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Второй довод. В проект муниципального контракта не включены положения о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику, исполнителю) при нарушении им обязательств по контракту в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) как это предусмотрено требованиями совместного Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
Третий довод. Заказчиком объект закупки отнесен к коду ОКПД2 - 41.20.30.100 "Работы по возведению жилых зданий, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия", при этом, подателю жалобы не представилось возможным установить, требуется ли представлять в составе заявки действующую лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.N 10407 от 15.10.2021), которые приобщены к материалам дела, согласно которым документацией о закупке не предусмотрено требование к подрядчику, не являющемуся СМП и СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено освобождение от уплаты неустойки в случае неисполнения контрактов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2021 году. При этом, нежилое помещение площадью 624,7 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 57/1 не является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), наличие соответствующей лицензии не требуется. Заказчик просит признать жалобу ООО "Эксперт закупок" необоснованной.
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.N 10504 от 18.10.2021), которые приобщены к материалам дела, согласно которым документацией о закупке не предусмотрено требование к подрядчику, не являющемуся СМП и СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Требования части 65 статьи 112 Закона о контрактной системе распространяли свое действие на правоотношения по исполнению контрактов в 2020 году. Документацией о закупке установлены требования к составу и содержанию заявки на участие в закупке, а также определен перечень документов которые представляются в составе заявки с учетом требований части 2, части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Иные документы, а именно, представление копии лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в составе заявки по условиям документации о закупке представлять не требуется. Кроме того, податель жалобы не аккредитован на электронной площадке на которой проводится закупка, запросы на разъяснение положений документации о закупке не направлялись. Уполномоченное учреждение просит признать жалобу ООО "Эксперт закупок" необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения площадью 624,7 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 57/1, с начальной (максимальной) ценой контракта 9 153 488,00 рублей, в интересах заказчика МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство".
Информация об электронном аукционе была размещена 06.10.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000521001178.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством РФ.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 предусмотрено, что в случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 предусмотрено, что подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Пунктом 6 технического задания документации о закупке не установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 5 статьи 30 Закона о контрактной системе).
В этой связи, требование об установлении типовых условий контракта, предусматривающие привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 не подлежат применению к рассматриваемой закупке.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы.
Пунктом 3 совместного письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" предусмотрено, что в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе требованию об уплате таких неустоек.
Комиссия Тюменского УФАС России в этой связи отмечает, что требования пункта 3 совместного письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 предусматривают только право поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту ссылаться на обстоятельства связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, которые произошли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени), а не как обязанность заказчика включать в проект контракта условие о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику, исполнителю) по контракту при нарушении им обязательств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По третьему доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с письмом ФАС России от 20.01.2020 N АК/2757/20 "О рассмотрении обращения" в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа. Кроме того, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Согласно разделу "Информация об объекте закупки" официального сайта ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру извещения установлено следующее:
Заказчиком применен код ОКПД2 - 41.20.30.100 "Работы по возведению жилых зданий, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия".
Учитывая, что объект закупки отнесен к коду ОКПД2 - 41.20.30.100, который не отнесен к сохранению и воссозданию объектов культурного наследия, следовательно, заказчику не требуется устанавливать требование к участникам закупки о представлении в составе заявки действующей лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
В пункте 42 технического задания документации о закупке отсутствует требование о предоставлении в составе заявки действующей лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Какие-либо доказательства подтверждающие, что нежилое помещение площадью 624,7 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 57/1 является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), а следовательно, подтверждающих необходимость представления в составе заявки действующей лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, подателем жалобы в материалы дела не представлено.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
Пунктом 39 технического задания документации об электронном аукционе предусмотрено, что участник закупки должен являться членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно Единому реестру членов СРО (http://reestr.nostroy.ru) ООО "Эксперт закупок" (ИНН 2204080022) не является членом какого-либо СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указанные обстоятельства исключают участие заявителя в указанном электронном аукционе, ввиду чего, положения документации о закупке не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО "Эксперт закупок".
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии податель жалобы не явился, запросы на разъяснение положений закупочной документации не подавались, а также в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов подателя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Эксперт закупок" на действия заказчика МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения площадью 624,7 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 57/1 (реестровый номер закупки 0167300000521001178) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 октября 2021 г. N 072/06/44/190/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2021