Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Иннобалт" на действия заказчика: Департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении электронного аукциона электронного аукциона на корректировку Территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области, в том числе электронной модели территориальной схемы (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003421005301),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.03.2018 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчиков, заявителя и уполномоченного органа.
Согласно жалобе конкурсная документация составлена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
В частности заявитель указывает, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить корректировку Территориальной схеме обращения с отходами в Тюменской области и электронной модели территориальной схемы.
При этом правообладателем электронной модели территориальной схемы является ООО "Большая Тройка", неисключительными правами на использование схемы обладает Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
В свою очередь модернизацию электронной схемы, возможно, осуществить только при наличии соответствующего разрешения правообладателя схемы. Соответственно ООО "Большая Тройка" имеет преимущественное положение по сравнению с другими участниками закупки, поскольку является правообладателем электронной схемы, и может не предоставить соответствующего разрешения на корректировку схемы, что влечет ограничение количества участников закупки.
В связи с чем заявитель считает необходимым разделить лот на следующие услуги: - корректировка Территориальной схему обращения с отходами; - корректировка электронной модели территориальной схемы.
Представитель заказчика с позицией заявителя не согласился, считает жалобу необоснованной, указал следующее:
Распоряжением Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-РД утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Тюменской области.
Территориальная схема обращения с отходами в Тюменской области (далее - Территориальная схема) разработана в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" и определяет систему организации осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению и захоронению) отходов в Тюменской области.
Электронная модель территориальной схемы - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями действующего законодательства электронная модель территориальной схемы должна быть включена в Территориальную схему обращения с отходами субъекта Российской Федерации, а также должна быть полным отражением Территориальной схемы данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 30 постановления Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" основаниями для корректировки территориальной схемы являются, в том числе, изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
С учетом появления новых источников образования отходов, мест накопления отходов на территории Тюменской области у Департамента возникла потребность по корректировке Территориальной схемы, в том числе Электронной модели территориальной схемы.
Электронная модель создана на базе лицензионного ПАК КАСУ "Управление отходами" (N2017664305 от 20.12.2017), неисключительные права на использование которого принадлежат Департаменту недропользования и экологии Тюменской области.
В соответствии с сублицензионным договором от 20.07.2019 N 31, заключенным между ООО "ТЭО" и Департаментом, Департаменту передано неисключительное право на программное обеспечение.
Также в рамках настоящего договора Департамент принял электронный оптический носитель (DVD) со следующим содержимым: базы данных электронной модели.zip.; исходный код.zip.; руководство администратора Тюмень_05/docx.; руководство пользователя с правами (3).docx.;. ТСОО Тюмеснкая область от 09.04.20218.rar.
Как указал представитель заказчика в ходе исполнения контракта Исполнитель осуществляет корректировку Электронной модели территориальной схемы, не затрагивая программное обеспечение схемы, в связи с чем права правообладателя Электронной модели территориальной схемы не нарушаются.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, сообщил, что на участие закупке поступила 5 заявок участников закупки, 3 участника подали ценовые предложения.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчика: Департамента недропользования и экологии Тюменской области, выступило организатором проведения электронного аукциона на корректировку Территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области, в том числе электронной модели территориальной схемы.
Информация об электронном аукционе 28.09.2021 года была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421005301. НМЦК-5 016 666,67 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 12.10.2021 на участие в закупке подано 5 заявок участников закупки. Как следует из протокола проведения электронного аукциона 3 участника закупки подали ценовое предложение, снижение цены контракта составило 48,5 %.
Комиссией установлено, что аукционная документация (Приложении N1 к документации "Техническое задание") на корректировку Территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области, в том числе электронной модели территориальной схемы, содержит следующие услуги:
- Анализ существующей территориальной схемы, подготовка и рассылка форм запросов и сбор дополнительной информации для корректировки территориальной схемы.
- Подготовка перечня изменений, рекомендуемых к внесению в территориальную схему и представление их Заказчику.
- Подготовка данных к загрузке в электронную модель. Корректировка электронной модели. Передача Заказчику откорректированной электронной модели.
- Корректировка территориальной схемы (формирование баз данных, бумажного носителя). Передача проекта откорректированной Территориальной схемы в печатном и электронном виде Заказчику.
- Доработка проекта откорректированной территориальной схемы с учетом предложений и замечаний Заказчика. Тестирование работоспособности электронной модели. Устранение выявленных несоответствий.
- Подготовка, сопровождение общественных обсуждений проекта откорректированной территориальной схемы и электронной модели, проводимых Исполнителем, участие в подготовке обоснования учета или отклонения поступивших предложений и замечаний
- Доработка проекта откорректированной территориальной схемы с учетом замечаний и предложений по результатам общественного обсуждения и согласования с федеральными органами исполнительной власти.
- Предоставление окончательного варианта электронной модели территориальной схемы и полного комплекта документов в соответствии с техническим заданием (описанием объекта закупки), согласованных в установленном порядке.
- Обучение представителей Заказчика и региональных операторов управлению электронной моделью территориальной схемы
Так, процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссия, отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, равно как и понятие технологической и функциональной взаимосвязи.
Согласно пояснения представителя заказчика в связи с появлением новых источников образования отходов, мест накопления отходов на территории Тюменской области у Департамента недропользования и экологии Тюменской области возникла потребность по корректировке Территориальной схемы, в том числе Электронной модели территориальной схемы. В свою очередь электронная модель территориальной схемы обращения с отходами является полным отражением Территориальной схемы.
Электронная модель создана на базе лицензионного ПАК КАСУ "Управление отходами" (N2017664305 от 20.12.2017), неисключительные права на использование которого принадлежат Департаменту недропользования и экологии Тюменской области.
Исполнитель в рамках исполнения контракта осуществляет корректировку Электронной модели территориальной схемы, не затрагивая программное обеспечение правообладателя.
Как установлено материалами дела на участие подано пять заявок участников закупки, три участника подали ценовые предложения, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 48,5 %, что в свою очередь опровергает довод заявителя об ограничении количества участников закупки.
Комиссия, учитывая изложенное, считает, что в рассматриваемом случае заявитель не обосновал соответствующими доказательствами, наличие непреодолимых препятствий для участия в указанном аукционе, а так же, что избранный заказчиком способ формирования лота ограничивает конкуренцию путем сокращения участников закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование жалобы не представлены доказательства того, что электронный аукцион на корректировку Территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области, в том числе электронной модели территориальной схемы не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванной закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью ООО "Иннобалт" на действия заказчика: Департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении электронного аукциона электронного аукциона на корректировку Территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области, в том числе электронной модели территориальной схемы (0167200003421005301) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 октября 2021 г. N ФКС 072/06/44/189/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2021