Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - Санкт-Петербургского общественного правозащитного движения "Народный контроль", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12391 от 13.10.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Ремонт фасада здания МОУ "Средняя общеобразовательная школа "Лесновский центр образования имени Героя Советского Союза Н. А. Боброва", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Куйвозовское сельское поселение, п. Лесное, д. 22.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 15.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 999 527,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком не включены требования о наличие СРО на инженерные изыскания. В задание на проектирование включены требования о необходимости выполнения инженерно-геологических, топогеодезических и экологических изысканий, которые могут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Представитель Заказчика отметил, что объектами закупок является на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Ремонт фасада здания МОУ "Средняя общеобразовательная школа "Лесновский центр образования имени Героя Советского Союза Н. А. Боброва", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Куйвозовское сельское поселение, п. Лесное, д. 22.
Заказчиком во исполнение вышеперечисленных положений Закона о контрактной системе в п. 8 Информационных карт (Приложение N4 к каждой закупке) установлено требование о том, что работы должны выполняться только лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Согласно п. 8 Заданий на проектирование объектом закупок является одностадийное проектирование по ремонту фасадов, а инженерные изыскания производиться не должны.
Так, вместо требований о необходимости выполнения инженерно-геологических, топогеодезических и экологических изысканий, необходимость выполнения которых при проектировании ремонта здания отсутствует, в п. 9 Заданий на проектирование установлено требование о выполнении обследования зданий в объеме, необходимом для проектирования по устройству новых вентилируемых фасадов силами специализирующейся организации.
Также следует отметить в п. 34 Заданий на проектирования, устанавливающего стадии выполнения работ по предлагаемому к заключению контрактам, который не содержит требований о проведении каких-либо изыскательских работ: стадии выполнения работ по разработке демонстрационных материалов и мероприятий по благоустройству, выполнению обследования здания относятся виды выполнения работ, связанные с выполнением обследования зданий; разработкой и предоставлением Заказчику альбома, раскрывающего архитектурный облик зданий; разработкой мероприятий по благоустройству. К стадии выполнения работ по разработке решений относятся виды выполнения работ, связанные с разработкой архитектурно-планировочных решений здания, решений по ремонту и отделке здания; разработкой конструктивных решений и решений по материалам несущих и ограждающих конструкций; разработкой решений по инженерному обеспечению, инженерному и технологическому оборудованию. К стадии выполнения работ по разработке сметной и рабочей документации, сопровождению сметной документации для получения положительного заключения относятся виды выполнения работ, связанные с разработкой сметной документации; разработкой рабочей документации; сопровождением сметной документации для получения положительного заключения.
Кроме того, в соответствии с Приложением N2 к общей части документации, содержащим обоснование начальной (максимальной) цены контрактов, инженерные изыскания не являются предметом контрактов и не включены в их стоимость.
Так, начальная (максимальная) цена контрактов состоит из обмерных работ и разработки проектно-сметной документации.
Учитывая вышесказанное, заказчиком, при формировании единых требований к участникам закупки было установлено обязательное требование о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирование, при этом именно требование о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий явилось бы нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не соотносящимися с объектами закупок, а также влекущим ограничение числа участников закупок.
Согласно второму доводу жалобы Заявителем указывается на невозможность установления нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологическое характеристики объекта закупки" в целях определения поставщика и заключения контракта жизненного цикла.
Представитель Заказчика отметил, что в рамках рассматриваемых процедур не предполагается заключение контрактов жизненного цикла, у подрядчика отсутствует обязанность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу какого-либо объекта капитального строительства. Соответственно, у Заказчика отсутствовали основания для установления шкалы оценки заявок участников с учетом п. 27.2 и п. 27.3 Правил N 1085.
Представитель Заказчика уточнил, что ссылка заявителя на ч. 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе также не является релевантной ввиду того, что указанная норма распространяет действие на случаи одновременного выполнения работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, тогда как объектом закупки является "выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Ремонт фасада здания МОУ "Средняя общеобразовательная школа "Лесновский центр образования имени Героя Советского Союза Н. А. Боброва", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Куйвозовское сельское поселение, п. Лесное, д. 22".
Таким образом, довод Заявителя об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок не находит своего подтверждения.
Согласно третьему доводу жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в конкурсной документации установлено требование о необходимости согласования проектной документации, разработанной в рамках, предлагаемых к заключению контрактов, в ликвидированной компании.
Представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ, СНиП, СП, ВСН и др. нормативные акты Российской Федерации, ссылки на которые содержатся в п. 32 Задания на проектирование содержат в себе не только обязательные для выполнения, но и рекомендательные положения о порядке проведения проектных работ.
Так, представитель Заказчика отметил, что обжалуемый заявителем документ ТР 161-05 "Технические рекомендации по проектированию, монтажу и эксплуатации навесных фасадных систем" содержит в себе именно рекомендации: общие положения по проектированию, монтажу и эксплуатации навесных фасадных систем с воздушным зазором, что соответствует объекту закупки.
Установив указанные Технические рекомендации, как документ, в соответствии с которым в том числе должны проводиться работы по объекту, Заказчик не установил требование о выполнении работ во исполнение указанных рекомендаций, поскольку, во-первых, нося рекомендательный характер такие рекомендации не могут быть установлены как обязательные к применению, а, во-вторых, такие рекомендации предназначаются для г. Москва.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не усматривается нарушения Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Санкт-Петербургское общественное правозащитное движение "Народный контроль" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 октября 2021 г. N 047/06/54.3-2246/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021