Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Дмитровского городского округа Московской области" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр проведения торгов" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт подъездных автомобильных дорог к СНТ на территории Дмитровского городского округа (лот 2) (извещение N 0848300037421000483 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 20.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 901 753,98 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 12.10.2021.
1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлены сроки выполнения работ.
В Извещении о проведении Конкурса установлены сроки выполнения работ - с даты заключения контракта по 25.12.2022 г.
В Приложении N 6 к проекту контракта установлены этапы и сроки выполнения проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт подъездных автомобильных дорог к СНТ на территории Дмитровского городского округа, а именно:
- Этап 1 "Инженерные изыскания, разработка Проектной документации" по объектам: д. Скриплево уч.6, д. Ковригино, д. Бешенково уч.10: с даты заключения контракта по 01.10.2022;
- Этап 2 "Получение положительного заключения государственной экспертизы" по объектам: д. Скриплево уч.6, д. Ковригино, д. Бешенково уч.10: С даты завершения первого этапа по 01.12.2022;
- Этап 3 "Разработка рабочей документации" по объектам: д. Скриплево уч.6, д. Ковригино, д. Бешенково уч.10: С даты завершения второго этапа по 25.12.2022.
Изучив документы и сведения представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика в части установления сроков выполнения работ не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Предмет оценки: Наличие у участника закупки успешного опыта выполнения (с учетом правопреемства) работ по государственным и муниципальным контрактам (далее - контракты), заключенным участником осуществления закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в рублях) на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по капитальному ремонту, строительству или реконструкции объектов автотранспортного строительства (автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений), не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Цена каждого контракта и/или договора должна составлять не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НКБi), определяется по формуле:
где
НЦБi - количество баллов у участника по данному показателю критерия;
- коэффициент значимости показателя, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Кmах - максимальное предложение из сделанных участниками закупки".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в порядке оценки условия о том, что по указанному показателю учитываются при оценке контракты/договоры предметом которых является выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по капитальному ремонту, строительству или реконструкции исключительно объектов автотранспортного строительства (автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений), приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, установление формулы расчета присуждаемых баллов по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
2) Согласно порядку оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Закупочной комиссией оценивается наличие у участника закупки успешного опыта выполнения (с учетом правопреемства) работ по государственным и муниципальным контрактам, заключенным участником осуществления закупки не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Цена каждого контракта и/или договора должна составлять не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Изучив установленный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части установления указанных положений Критериев оценки заявок не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно пункту 16 Информационной карты Конкурсной документации установлены в том числе следующие требования к участникам закупки:
"1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, а именно: Участник должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием, в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 Грк РФ; - Саморегулируемая организация, в которой состоит участник должна иметь компенсационный фонд, обеспечения договорных обязательств; - Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта".
Кроме того, согласно пункту 22 Информационной карты Конкурсной документации, установлены в том числе следующие требования к составу заявки на участие в Конкурсе:
"документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктом 1 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации, а именно Наличие действующих выписок из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования (по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2021 N86)., или копии таких документов".
При этом учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является разработка проектной документации в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 применительно к составу отдельных разделов проектной документации, в зависимости от содержания работ, планируемых к выполнению при капитальном ремонте дороги, участник в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, что подтверждается в соответствии с требованиями ГрК РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено излишние требование к участникам закупки, а также о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе выписки из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, поскольку при исполнении государственного контракта на выполнение работ, требующих членства в вышеуказанном СРО, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующим статусом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.10.2021 N 50/06/40713эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 октября 2021 г. N 50/06/40713эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021