Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "САБРЭКС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов на поставку офисной мебели для оснащения административного здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, бульвар Строителей, дом 7 (извещения 0348200012421000088 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявке Заявителя.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 27.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 24 564 144,87 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 06.10.2021.
4) на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 7 заявки от участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", /за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе, об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявке Заявителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 07.10.2021 N0348200012421000088-1-1 (далее - Протокол) участнику закупки с идентификационным номером заявки "110482151" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе по следующему основанию:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ), а именно: предоставление показателей товара, не соответствующих значениям, установленным в аукционной документации. (Требования к товару, поставляемому в ходе исполнения Контракта). П.5 "Кресло для отдыха для руководителя N1" характеристика: "Высота сиденья кресла", установлено требование - "> 425 мм < 450 мм", участник указывает - "430 мм", что не соответствует требованию заказчика и нарушает инструкцию по предоставлению сведений по показателю. В соответствии с инструкцией по предоставлению сведений по показателю: "Участнику следует предоставить в заявке конкретный диапазон значений не включая крайние значения, указанные заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком"_". Участник должен был по данной характеристике указать диапазон значений, например: "427 мм - 435 мм". П.20 "Диван модульный", характеристика: "Количество модулей", участник указывает - "3 шт", при этом по характеристике "Ширина модулей дивана", участник указывает - "650 мм", что не соответствует требованию заказчика и нарушает инструкцию по предоставлению сведений по показателю. В соответствии с инструкцией по предоставлению сведений по показателю: "Участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель или конкретные показатели для каждого модуля, превышающие значение, указанное заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком" или равные значению, указанному заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком". .." Если все модули имеют одинаковую ширину, то участник должен был указать, например: "650 мм для каждого модуля" или "650 мм, 650 мм, 650 мм"".
В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие:
- для товара "Кресло для отдыха для руководителя N1" по показателю "Высота сиденья кресла" установлено "> 425 мм < 450 мм"
В инструкции по заполнению к показателю "Высота сиденья кресла" установлено:
"Участнику следует предоставить в заявке конкретный диапазон значений не включая крайние значения, указанные заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком". При указании конкретных показателей товаров участник
закупки обязан указать единицы измерения показателей, точно соответствующие требованиям, установленным в Таблице требований заказчика, в том же виде, что установлено в требуемом заказчиком параметре. Не предоставление сведений о единицах измерения будет расцениваться при рассмотрении первых частей заявок как не предоставление сведений о товаре. Предложение участника не должно содержать таких символов как: ">", "<", так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации."
- для товара "Диван модульный" по показателю "Количество модулей" установлено "не менее 3 шт", вместе с тем по показателю "Ширина модулей дивана" установлено "не менее 650 мм".
В инструкции по заполнению к показателю "Количество модулей" установлено:
"Участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель или конкретные показатели для каждого модуля, превышающие значение, указанное заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком" или равные значению, указанному заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком"
В инструкции по заполнению к показателю "Ширина модулей дивана" установлено:
"при этом Участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель или конкретные показатели для каждого модуля, превышающие значение, указанное заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком" или равные значению, указанному заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком". Предложение участника не должно содержать таких слов как: "не менее", так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации. При указании конкретных показателей товаров участник закупки обязан указать единицы измерения показателей, точно соответствующие требованиям, установленным в Таблице требований заказчика, в том же виде, что установлено в требуемом заказчиком параметре. Не предоставление сведений о единицах измерения будет расцениваться при рассмотрении первых частей заявок как не предоставление сведений о товаре".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкция, размещенной в Приложении N 1 к Техническому заданию, не позволяют однозначно определить значения, которые необходимо предоставить участникам закупки при заполнения заявки на участие в Аукционе, поскольку в Инструкции отсутствуют единообразные правила использования слов и символов.
Таким образом, установление Инструкции по заполнению заявки подобным образом, вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, с учетом допущенных нарушений при утверждении документации об Аукционе отклонение по данному основанию при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе является неправомерным.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия аукционной комиссии в части отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе по основаниям, указанным в протоколе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, Аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в Аукционе заявкам участников закупки "110481790", "110481808", "110481891", "110636491".
2. На основании решения от 10.09.2021 N 050/06/35308эп/2021, принятого Комиссией Управления по итогам рассмотрения жалобы ООО "АМИСТАТ" в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение пункта 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Для устранения указанных нарушений Комиссией Управления Заказчику, Аукционной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе с учетом решения от 10.09.2021 N 050/06/35308эп/2021 (далее - Предписание), сроком исполнения до 24.09.2021.
На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие: "Форма и цвет декоративных вставок требуется согласовать с заказчиком; -", "Оттенок серой боковой опоры стола требуется согласовать с заказчиком; -", "Особенности Образец изделия должен согласовываться с Заказчиком" и другие.
При этом Комиссия, изучив документацию об Аукционе, приходит к выводу, что участнику закупки на момент подачи заявки на участие в Аукционе не представляется возможным определить конкретные показатели поставляемых товаров, необходимые Заказчику, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе должным образом.
Таким образом, установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, в Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие:
- для товара "Журнальный (кофейный) стол для руководителя" по показателю "Глубина фронтали стола" установлено значение "от 245 мм". Согласно Инструкции Участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, превышающий значение, указанное заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком". При указании конкретных показателей товаров участник закупки обязан указать единицы измерения показателей, точно соответствующие требованиям, установленным в Таблице требований заказчика, в том же виде, что установлено в требуемом заказчиком параметре. Не предоставление сведений о единицах измерения будет расцениваться при рассмотрении первых частей заявок как не предоставление сведений о товаре. Предложение участника не должно содержать таких слов как: "от", так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации.
- для товара "Журнальный (кофейный) стол для руководителя N 1" по показателю "Глубина фронтали стола" установлено значение "от 245 мм". Согласно Инструкции Участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного открытого диапазона, при этом показатель, предоставляемый участником может включать крайнее наименьшее значение, указанное заказчиком в столбце "требуемое значение, установленное заказчиком". При указании конкретных показателей товаров участник закупки обязан указать единицы измерения показателей, точно соответствующие требованиям, установленным в Таблице требований заказчика, в том же виде, что установлено в требуемом заказчиком параметре. Не предоставление сведений о единицах измерения будет расцениваться при рассмотрении первых частей заявок как не предоставление сведений о товаре. Предложение участника не должно содержать таких слов как: "от", так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации и другие.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкция, размещенной в Приложении N 1 к Техническому заданию, не позволяют однозначно определить значения, которые необходимо предоставить участникам закупки при заполнения заявки на участие в Аукционе, поскольку в Инструкции отсутствуют единообразные правила использования слов и символов.
Таким образом, установление Инструкции по заполнению заявки подобным образом, вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении иных характеристик товаров и положений Инструкции по заполнению заявок.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, пунктом 24 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно пункту 7 Технического задания документации об Аукционе приложением к спецификации является, в том числе Приложение N 5 к Спецификации - "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре размещены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика вводят участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обязательное для исполнения Предписание, в части устранения допущенных нарушений, исполнено ненадлежащим образом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении вышеуказанными действиями Заказчика пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САБРЭКС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 11.10.2021 N 50/06/39717эп/21.
5. Материалы дела от 15.10.2021 N 50/06/40549эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, так как переданы ранее по делу от 11.10.2021 N 50/06/39717эп/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 октября 2021 г. N 50/06/40549эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2021