Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанов,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Л.Ю. Масюра,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Республиканская детская клиническая больница" (далее - Заказчик) - Пашко Л.В., Салюкова Н.Ю. (по доверенности);
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности);
- ООО МЕДТЕХ" (далее - Заявитель) - Глазачев Д.И., Девяткин А.Н. (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка: набор реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2" (извещение N0175200000421000518) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в разделе 3 и 4 описания объекта Закупки, прилагаемого к Документации, неправомерно установлено требование, что поставляемый товар должен содержать реагенты для защиты от контаминации ампликонами. Однако данные реагенты содержатся только в наборе реагентов "АмплиПраймR SARS-CoV-2 DUO", производства ООО "НекстБио". Также иные технические характеристики описания объекта закупки свидетельствуют о том, что установленным требованиям соответствует лишь набор реагентов "АмплиПраймR SARS-CoV-2 DUO".
Также, согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование, что поставляемый товар должен быть адаптирован для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager.
Пунктами 3 и 4 раздела IV. "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)" документации о Закупке установлены следующие технические характеристики товара и их обоснование:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
|
Набор реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 тяжелого острого респираторного синдрома (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (Код КТРУ: 21.20.23.110-00006468 - SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот) |
Описание согласно КТРУ: Набор реагентов и других связанных с ними материалов, предназначенный для использования при качественном и/или количественном определении нуклеиновых кислот коронавируса, вызывающего тяжелый острый респираторный синдром (SARS-CoV) в клиническом образце методом анализа нуклеиновых кислот (NAT) |
соответствие |
Комплектация (согласно КТРУ) |
Для ПЦР-амплификации с гибридизационно-флуоресцентной детекцией (в режиме реального времени) |
||
Формат фасовки |
ПЦР-смесь не раскапана по пробиркам, наличие полимеразы для организации горячего старта |
||
Биоматериал для исследования: |
мазки со слизистой носоглотки, ротоглотки, мокрота |
||
Детекция не менее двух кДНК-мишеней коронавируса SARS-CoV-2 |
соответствие |
||
Наличие ревертазы |
соответствие |
||
Наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами |
соответствие |
||
Внутренний контрольный образец (ВКО), положительный контрольный образец (ПКО), отрицательный контрольный образец (ОКО), использование внутреннего контроля на всех этапах ПЦР анализа, начиная с выделения нуклеиновых кислот |
соответствие |
||
Возможность использования совместно с автоматическими станциями для выделения нуклеиновых кислот |
соответствие |
||
Адаптирован для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager |
соответствие |
4.Обоснование включения показателя в описание объекта закупки
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Обоснование включения показателя в описание объекта закупки |
1 |
Набор реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 тяжелого острого респираторного синдрома (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (Код КТРУ: 21.20.23.110-00006468 - SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот) |
Формат фасовки: ПЦР-смесь не раскапана по пробиркам, наличие полимеразы для организации горячего старта |
для использования широкого спектра расходных материалов и обеспечения совместимости с приборами, имеющимися у заказчика, предотвращения отжига неспецифических праймеров и обеспечения высокой точности анализа |
|
Биоматериал для исследования: мазки со слизистой носоглотки, ротоглотки, мокрота |
для обеспечения работы с различными видами клинического материала, поступающими в лабораторию |
|
|
Детекция не менее двух кДНК-мишеней коронавируса SARS-CoV-2 |
для обеспечения высокой специфичности набора |
|
|
Наличие ревертазы |
для реакции обратной транскрипции |
|
|
Наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами |
для предотвращения контаминации |
|
|
Внутренний контрольный образец (ВКО), положительный контрольный образец (ПКО), отрицательный контрольный образец (ОКО), использование внутреннего контроля на всех этапах ПЦР анализа, начиная с выделения нуклеиновых кислот |
для обеспечения контроля качества забора и хранения исследуемого материала, этапа выделения нуклеиновой кислоты и последующих этапов анализа |
|
|
Возможность использования совместно с автоматическими станциями для выделения нуклеиновых кислот |
для увеличения пропускной способности лаборатории и обеспечения совместимости с оборудованием, имеющимся в лаборатории |
|
|
Адаптирован для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager |
для совместимости с оборудованием и программным обеспечением обработки данных, имеющимися у заказчика |
|
|
Остаточный срок годности |
для обеспечения достаточного срока сохранения качества реагентов в соответствии со скоростью расходования и графиком закупок |
Согласно письменным возражениям Заказчика:
"Возможность устанавливать требования к поставляемым товарам, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Потребность Заказчика в приобретении реагентов с характеристиками, установленными в документации об электронном аукционе, формировалась с учетом обеспечения надлежащего качества проведения исследований.
Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным показателям товара, указанным в Описании объекта закупки (техническом задании) на поставку наборов реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Серьезной причиной ложно-положительных результатов анализов ПЦР является контаминация ампликонами, поскольку в процессе ПЦР, ампликоны накапливаются в огромных количествах и являются идеальными продуктами для реамплификации. Следование методическим рекомендациям "Лабораторная диагностика COVID-19" при организации и реализации лабораторного процесса позволяет снизить риск контаминации ампликонами, но не исключить его полностью. Контаминация посуды, лабораторного оборудования (в том числе, дозаторов), столов и поверхности кожи сотрудников становится причиной систематического появления ложно-положительных результатов. Как правило, определить источник контаминации бывает очень трудно и требует значительных затрат времени и средств. В связи с этим наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами в диагностическом наборе является необходимым условием для получения, достоверных и корректных результатов ПЦР-анализа.
Наличие адаптации для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager обоснована необходимостью обеспечения совместимости с оборудованием и программным обеспечением обработки данных, имеющимися у заказчика (данное обоснование включено в Техническое задание документации). Адаптация для работы с программой автоматического анализа результатов FRT-manager, имеющейся у Заказчика позволяет встроить работу с диагностическим наборами для определения коронавируса в информационную систему лаборатории, обеспечить прослеживаемость проб, автоматический учет и интерпретацию контрольных точек для каждой методики исследования, вести базу выполненных постановок, предоставлять статистическую информацию по расходу реагентов, а также формировать бланк результатов.
В настоящее время, для работы с программой FRT-manager адаптированы, присутствующие на российском рынке наборы нескольких производителей, таким образом, данные требования не ограничивают конкуренцию и соответствуют действующему законодательству о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в установлении требований к объекту закупки исходя из своих потребностей.
Объектом закупки является не производство товара, а его поставка. Следовательно, круг участников закупки не ограничивается только производителем товара. Возможность его закупить и поставить имеется у любого участника закупки.
Действующее законодательство не содержит норм, которые ограничивали бы право заказчика описывать закупаемые товары теми или иными характеристиками".
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, Заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию::
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
При этом пунктом 6 Правил использования КТРУ определено, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно документации о закупке установлен код позиции КТРУ: 21.20.23.110-00006468 - SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта Заказчиком указаны характеристики, отсутствующие в описании указанной позиции в каталоге КТРУ требуемого к поставке товара. Вместе с тем, в документации о Закупке содержится обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, в том числе таких характеристик как "Наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами" и "Адаптирован для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager".
Так, Заказчиком указано, что характеристика "Наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами" необходима для предотвращения контаминации, а характеристика "Адаптирован для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager" необходима для совместимости с оборудованием и программным обеспечением обработки данных, имеющимися у Заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление вышеуказанных требований связано с потребностью Заказчика и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Так, например, согласно пояснениям Заказчика, наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами в диагностическом наборе является необходимым условием для получения достоверных и корректных результатов ПЦР-анализа, особенно при большом объеме работе.
Наличие адаптации для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager необходимо для работы с программой автоматического анализа результатов FRT-manager, имеющейся у Заказчика, что позволяет встроить работу с диагностическим наборами для определения коронавируса в информационную систему лаборатории, обеспечить прослеживаемость проб, автоматический учет и интерпретацию контрольных точек для каждой методики исследования, вести базу выполненных постановок, предоставлять статистическую информацию по расходу реагентов, а также формировать бланк результатов. Также, согласно пояснениям Заказчика, для работы с программой FRT-manager адаптированы, присутствующие на российском рынке наборы нескольких производителей.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено каких-либо иных документов и сведений, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.10.2021 N0175200000421000518-3 на участие в Закупке подано 3 заявки, которые были допущены к участию в Закупке.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Л.Ю. Масюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 октября 2021 г. N 082/06/106-1736/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021