На основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрено обращение, поступившее от заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном" Лебедянского муниципального района Липецкой области, и проведена проверка, содержащихся в нем фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки общества с ограниченной ответственностью "МаксиСтрой" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кабинета (реестровый номер 0846600001621000085) (далее-электронный аукцион).
Проверка проведена в присутствии директора общества с ограниченной ответственностью "МаксиСтрой".
Проверка начата 20.10.2021, окончена 22.10.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1.
Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов, в рамках проведения проверки, установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 19.10.2021, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном" Лебедянского муниципального района Липецкой области (далее по тексту также - заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи. Согласно представленной информации, победитель электронного аукциона - общество с ограниченной ответственностью "ООО "МаксиСтрой" (далее также - ООО "МаксиСтрой") в срок, предусмотренный статьей 83.2 Закона о контрактной системе, не подписало проект контракта, в связи с чем было признано уклонившимся от подписания контракта.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в связи с получением обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссией проведена внеплановая проверка в отношении действий заказчика при проведении электронного аукциона на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.10.2021 N0846600001621000085-3 заявка ООО "МаксиСтрой" признана аукционной комиссией уполномоченного учреждения соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, данный участник признан победителем электронного аукциона.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно сведениям официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru о процедуре заключения контракта, 06.10.2021 заказчик в соответствии с требованиями указанной нормы разместил проект контракта без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени поставщика.
В силу ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно сведениям официального сайта единой информационной системы в сфере закупок 11.10.2021 обществом был направлен протокол разногласий о необходимости изменения реквизитов общества.
12.10.2021 заказчик разместил доработанный проект контракта в единой информационной системе без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени общества.
Регламентированный срок для подписания обществом проекта контракта и предоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта - 15.10.2021.
16.10.2021 от оператора электронной площадки получено уведомление об уклонении победителя от заключения контракта.
18.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением размещен протокол о признании ООО "МаксиСтрой" уклонившимся от заключения контракта.
На заседание Комиссии директор ООО "МаксиСтрой" предоставил пояснения, согласно которым, причиной не подписания проекта контракта в установленный срок послужили технические проблемы. В подтверждение данного обстоятельства были представлены соответствующие доказательства.
На основании ч.16 ст.83.2 Закона о контрактной системе, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
Согласно сведениям представленным обществом, 16.10.2021 общество уведомило заказчика по электронной почте о невозможности подписания контракта в установленный срок. При этом, общество подписало контракт в печатной варианте и направило заказчику вместе со сведениями, подтверждающими добросовестность ООО "МаксиСтрой".
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что факт недобросовестного поведения ООО "МаксиСтрой" при заключении контракта не является очевидным.
По смыслу Закона о контрактной системе, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Липецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "МаксиСтрой" (ИНН: 4826088140, КПП: 482601001; ОГРН: 1134827003332, 398902, Липецкая область, город Липецк, улица Юношеская, дом 43, офис 15).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 22 октября 2021 г. N РНП-48-232-м/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021