Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 29.10.2021.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение администрации городского поселения город Задонск Задонского муниципального района Липецкой области, содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.05.2021 N19 на модернизацию существующей котельной мощностью 1,0 МВт 45-ти квартирного дома по ул.К.Маркса, 2Д г.Задонск (Тюнино) с применением энергосберегающих технологий и оборудования (реестровый номер контракта 3481600735021000013), заключенного с ООО "СтройЭнерго" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146300007121000011, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "СтройЭнерго" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 20.10.2021 N641 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителей:
- администрации городского поселения город Задонск Задонского муниципального района Липецкой области: ..
- ООО "СтройЭнерго": _
В Липецкое УФАС России 19.10.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СтройЭнерго" (далее по тексту также - общество, подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 24.05.2021 N19 на модернизацию существующей котельной мощностью 1,0 МВт 45-ти квартирного дома по ул.К.Маркса, 2Д г.Задонск (Тюнино) с применением энергосберегающих технологий и оборудования (реестровый номер контракта 3481600735021000013).
Представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что поскольку подрядчиком не были выполнены в полном объеме работы, предусмотренные контрактом в установленный срок, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители общества пояснили, что обществом были выполнены работы, предусмотренные контрактом. Однако, заказчик препятствует сдачи результата работ по контракту и не производит перечисления денежных средств обществу за выполненные работы. Более того, обществом не было получено принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
24.05.2021 между заказчиком и обществом заключен контракт N19 на модернизацию существующей котельной мощностью 1,0 МВт 45-ти квартирного дома по ул.К.Маркса, 2Д г.Задонск (Тюнино) с применением энергосберегающих технологий и оборудования (реестровый номер контракта 3481600735021000013) (далее -контракт).
Согласно п.1.1 контракта, "Подрядчик" обязуется выполнить модернизацию существующей котельной мощностью 1,0 МВт 45-ти квартирного дома по ул.К.Маркса, 2Д г.Задонск (Тюнино) с применением энергосберегающих технологий и оборудования (далее работы) в соответствии с условиями контракта, техническим заданием (приложение N 1 к контракту), проектно-сметной документацией, выполненной проектной организацией ООО "ТЕПЛОГАЗПРОЕКТ", календарным графиком (предоставляется Подрядчиком и согласовывается с Заказчиком на этапе формирования проекта контракта до его подписания), а "Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
При этом, техническим заданием (приложение N 1 к контракту), в числе прочего, предусмотрено следующее: " При выполнении работ подрядчик обязан:
- руководствоваться настоящим техническим заданием, проектно-сметной документацией и условиями контракта.
- выполнить работы в полном объёме с надлежащим качеством, в установленные контрактом сроки и сдать в установленном порядке "Заказчику".
- предоставить паспорта, сертификаты качества, и иные документы на применяемые организацией материалы, подтверждающие пригодность их применения на территории РФ;
- все производимые ремонтные работы должны выполняться в строгом соответствии с требованиями норм и правил по технике безопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды.
- технология выполнения работ и качество используемых материалов должны соответствовать требованиям действующих строительных норм и правил и другим нормативным документам, действующим на территории РФ.
- срок предоставления гарантии со дня подписания сторонами Акта о приемке работ - 5 лет.
- место выполнения работ - Липецкая область, г.Задонск, ул.К.Маркса (юго-западнее дома 2Д).
- срок выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта по 25.08.2021 г.".
В соответствии с п.3.1. контракта, работы по муниципальному контракту выполняются "Подрядчиком" с момента заключения контракта по 25.08.2021 г. в соответствии с условиями контракта, техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и календарным графиком (предоставляется Подрядчиком и согласовывается с Заказчиком на этапе формирования проекта контракта до его подписания).
При этом, как установлено, приложением к контракту является календарный график производства работ, которым предусмотрено следующее:
N п/п |
Наименование вида работ |
Сроки выполнения |
|||||
1 |
Газоснабжение |
с момента подписания контракта до 15.06.2021 г. |
|
|
|
|
|
2 |
Тепловой пункт |
|
с 15.06.2021 г. по 01.07.2021 г. |
|
|
|
|
3 |
Электроснабжение |
|
|
с 01.07.2021 г. по 15.07.2021 г. |
|
|
|
4 |
Автоматизация газоснабжения |
|
|
|
с 15.07.2021 г. по 01.08.2021 г. |
|
|
5 |
Автоматизация теплового пункта |
|
|
|
|
с 01.08.2021 г. по 15.08.2021 г. |
|
6 |
Пусконаладочные работы |
|
|
|
|
|
до 25.08.2021 г. |
Таким образом, согласно вышеуказанных положений контракта и календарного графика производства работ, работы по контракту должны быть выполнены подрядчиком с момента заключения контракта по 25.08.2021 г.
В соответствии с п.4.1.3. контракта подрядчик обязался выполнить предусмотренные настоящим контрактом работы согласно п.1.1., техническому заданию, проектно-сметной документации, выполненной проектной организацией ООО "ТЕПЛОГАЗПРОЕКТ с надлежащим качеством, в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, согласно календарному графику производства работ и сдать работы "Заказчику" в установленном порядке.
При этом, согласно п.5.1.-5.6 контракта, "при завершении Работ Подрядчик предоставляет Заказчику документы, указанные в пункте 3 Технического задания к настоящему контракту.
Заказчик в течение 10 дней со дня получения акта сдачи-приемки выполненных работ и отчетных документов обязан направить Подрядчику подписанный акт сдачи-приемки выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ.
В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных Работ по причине наличия недостатков, допущенных по вине Подрядчика, Заказчик в течение 10 дней со дня получения акта сдачи-приемки выполненных работ, направляет в адрес Подрядчика перечень необходимых доработок, срок их выполнения без увеличения стоимости Работ.
В случае, если контрактом предусмотрены этапы выполнения Работ, Сторонами осуществляется приемка каждого выполненного этапа Работ и подписываются акты выполненных Работ соответствующего этапа.
Превышение "Подрядчиком" сметных объемов и стоимости работ выполняются "Подрядчиком" за свой счет.
Работы считаются принятыми с момента подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ".
Вместе с тем, из представленных сторонами документов следует, что работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком в полном объеме выполнены не были. Так, в частности, не были выполнены работы по автоматизации газоснабжения и теплового пункта, а также пусконаладочные работы.
В связи с чем, работы по контракту заказчиком приняты не были, акт о приемке выполненных работ сторонами не подписывался.
При этом, согласно представленной в материалы проверки переписки сторон установлено, что 01.06.2021 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх.N648), в котором он указал на необходимость приступить к выполнению работ (по контракту начало выполнения работ с момента заключения контракта- 24.05.2021).
08.07.2021 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия в связи с нарушением подрядчиком, по состоянию на указанную дату, календарного графика производства работ (не выполнены в полном объеме работы по газоснабжению, тепловому пункту, электроснабжению).
Как установлено, в связи с нарушением подрядчиком по состоянию на 20.07.2021 календарного графика производства работ в части сроков выполнения работ по газоснабжению и электроснабжению, заказчиком 20.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Между тем, согласно пояснений представителей заказчика, поскольку обществом было устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, вышеупомянутое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком было отменено.
В тоже время, как следует из представленных в материалы проверки документов и пояснений представителей заказчика, 05.08.2021 заказчиком в адрес ОКУ "Управление капитального строительства Липецкой области" были направлены акты о приемке выполненных обществом работ на сумму 3797121,00 коп.
При этом, 13.08.2021 от ОКУ "Управление капитального строительства Липецкой области" в адрес заказчика поступило письмо, в котором было указано на выявленные нарушения со стороны общества, а именно:
-объемы в актах выполненных работ не соответствуют фактически выполненным работам,
-отсутствует исполнительная документация в полном объеме.
Как установлено, данное обстоятельство послужило для принятия заказчиком мотивированного отказа от подписания актов выполненных работ (от 16.08.2021 исх.N1061), который был направлен в адрес общества вместе с вышеуказанным письмом от ОКУ "Управление капитального строительства Липецкой области".
25.08.2021 заказчик уведомил общество о необходимости завершения работ, предусмотренных контрактом, в указанную дату. При этом, сообщил, что работы по контракту обществом не завершены.
Таким образом, поскольку по состоянию на 25.08.2021 обществом повторно нарушен календарный график производства работ (не выполнены работы по автоматизации газоснабжения и теплового пункта, пусконаладочные работы), заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено, в соответствии с п.13.1. контракта, расторжение настоящего контракта допускается:
- по взаимному согласию Сторон, оформленному в письменной форме;
- по решению суда;
- Заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством.
А в силу п.13.4. контракта, основания расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе Заказчика:
13.4.2. Неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов выполнения работ, предусмотренных контрактом, включая календарный график выполнения работ.
13.4.3. Подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный контрактом срок.
Согласно ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой расторжения контракта, согласно представленным сведениям, является 16.10.2021.
Как установлено, 27.08.2021 общество уведомило заказчика о выполнении работ, предусмотренных контрактом и потребовало оплатить данные работы.
30.08.2021 заказчик направил в адрес общества письмо, в котором просил предоставить исполнительную документацию в полном объеме и акты выполненных работ.
В тоже время, как было установлено и следует из пояснений представителей заказчика и представленных им документов, заказчиком для проверки соответствия выполненных подрядчиком работ требованиям, установленным настоящим контрактом, проведена экспертиза с привлеченной организацией, обладающей необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества (в соответствии с п. 4.2.8. контракта).
При этом, согласно экспертного заключения ООО "Стройэксперт" от 02.09.2021, работы, предусмотренные контрактом, выполнены обществом не в полном объеме и не в соответствии с требованиями проектно-сметной документации. Доказательств обратного обществом в материалы проверки не представлено.
Вместе с тем, в силу п.15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, из п.15 Правил, в том числе, следует, что нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), влечет отказ во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, при проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
Как было вышеизложено, в силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
25.08.2021 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 26.08.2021 было направлено подрядчику заказным письмом с уведомлением.
Однако, указанное решение не было получено подрядчиком.
Вместе с тем, установлено, что заказчик не разместил принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе и не направил подрядчику данное решение телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Исходя из совокупного анализа действий заказчика по направлению подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установлено, что заказчиком нарушен порядок направления принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчику, установленный ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, что привело к невозможности подрядчику ознакомиться с данным решением и в срок, установленный заказчиком и законом, устранить допущенные нарушения.
Нарушение ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32 КоАП РФ.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Стройэнерго" (..).
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 октября 2021 г. N РНП-48-231-м/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2021