Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу б/н, б/д (вх. N 5188э. от 13.10.2021) индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - индивидуальный предприниматель) (ОГРНИП: 321665800144022, ИНН: 660205916409, Дата присвоения ОГРНИП: 19.08.2021) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ РК "УправтодорКоми") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Кулом - Керчомъя - Дзёльот автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск км 55+846. Мост через р. Виль", извещение N 0307200030621001863 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <__.>, <__.> ГКУ РК "ЦОО и ПТ", согласно приказу Комитета Республики Коми по закупкам от 30.09.2021 N 89-л;
- <__>, представителя ГКУ РК "УправтодорКоми" по доверенности N 3 от 11.01.2021;
- <__.>, представителя ГКУ РК "УправтодорКоми" по доверенности N 28 от 02.04.2021,
УСТАНОВИЛА:
1. В Коми УФАС России посредством электронной почты 13.10.2021 индивидуальным предпринимателем подана жалоба на действия заказчика - ГКУ РК "УправтодорКоми" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Кулом - Керчомъя - Дзёльот автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск км 55+846. Мост через р. Виль", извещение N 0307200030621001863
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
Индивидуальный представитель, ГКУ РК "УправтодорКоми", ГКУ РК "ЦОО и ПТ", АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие индивидуального предпринимателя, оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Индивидуальным предпринимателем в жалобе заявлен довод о том, что в аукционной документации на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Кулом - Керчомъя - Дзёльот автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск км 55+846. Мост через р. Виль, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, отсутствуют локальные сметные расчеты.
Указывает, что согласно размещенной аукционной документации не предоставляется возможным количественно определить объемы работ, которые необходимо выполнить, а также невозможно определить количество материалов и оборудования, используемые для реконструкции.
Просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством.
ГКУ РК "УправтодорКоми", ГКУ РК "ЦОО и ПТ" в отзывах от 19.10.2021 N 12/3710 (вх. N 5289э. от 19.10.2021), от 19.10.2021 N 02-01/49 (вх. N 4555 от 19.10.2021) на жалобу индивидуального предпринимателя заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с документацией об электронном аукционе, доводами сторон пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки явилось ГКУ РК "УправтодорКоми".
Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми" функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, явилось ГКУ РК "ЦОО и ПТ".
Объект закупки - "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Кулом - Керчомъя - Дзёль от автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск км 55+846. Мост через р. Виль".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 33 491 758,46 руб.
Источник финансирования - республиканский бюджет Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307200030621001863, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 06.10.2021.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
4.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) установлено заказчиком в разделе III документации об электронном аукционе.
В Техническом задании заказчиком определен перечень возможных видов работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Кулом - Керчомъя - Дзёльот автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск км 55+846. Мост через р. Виль, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
31. Устройство искусственных сооружений.
Отмечено, что конкретные виды работ, относящиеся к работам, указанным в ПЕРЕЧНЕ ВОЗМОЖНЫХ ВИДОВ РАБОТ, и соответствующие им объемы работ приведены в Сводной ведомости объемов работ, включенной в состав проектной документации, представленной отдельными файлами.
В силу части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав проектной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение).
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно пункту 28 Положения раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе определено, что методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр. (ред. от 21.07.2021) утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Согласно пункту 5 указанного выше Порядка начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется заказчиком проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень, объемы и стоимость учитываемых при определении начальной (максимальной) цены контракта проектно-сметным методом работ и услуг устанавливаются заказчиком в соответствии с утвержденной проектной документацией по объекту закупки.
Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Методика).
Согласно пунктам 25, 27, 35, 36, 40 Методики в составе сметной документации разрабатываются следующие сметные расчеты:
а) сводка затрат (при необходимости);
б) сводный сметный расчет стоимости строительства;
в) объектные сметные расчеты (сметы);
г) локальные сметные расчеты (сметы);
д) сметные расчеты на отдельные виды затрат.
К сметной документации прилагаются и являются ее неотъемлемыми частями:
а) пояснительная записка;
б) ведомости объемов работ;
в) обосновывающие документы.
Сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.
Локальные сметные расчеты (сметы) разрабатываются на конструктивные решения и (или) комплексы (виды) работ в соответствии с технологической последовательностью выполнения работ и с учетом условий их выполнения.
Сводный сметный расчет стоимости строительства разрабатывается на объект строительства и (или) этап строительства на основании итоговых стоимостных показателей объектных и (или) локальных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что проектная документация определяет функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, технологическую последовательность выполнения работ, объемы работ, используемые материалы, трудозатраты и условия проведения работ. Смета определяет цену выполнения предусмотренных в проектной документации работ и не является первичным документом, определяющим объем и содержание работ, используемое оборудование.
Локальные сметные расчеты составляются исключительно для определения сметной стоимости реконструкции и не являются исходными данными для описания объекта закупки.
В ходе обзора официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок Комиссией Коми УФАС России установлено, что проектная документация, размещенная в составе аукционной документации, состоит из разделов:
Раздел 1: Пояснительная записка
Раздел 2: Проект полосы отвода
Раздел 3: Технологические и конструктивные решения линейного объекта
Раздел 4: Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта
Раздел 5: Проект организации строительства
Раздел 6: Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта
Раздел 7: Мероприятия по охране окружающей среды
Раздел 8: Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Раздел 9: Смета на строительство
Раздел 10: Организация и безопасность дорожного движения.
Сводная ведомость объемов работ, то есть всех работ, проводимых на объекте, а также отдельные ведомости таких работ, с указанием объемов работ, содержатся в разделе 3 проектной документации.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России, проанализировав документы, размещенные в разделе рассматриваемой закупки на официальном сайте, приходит к выводу о том, что проектная документация размещена в полном объеме со всеми необходимыми разделами, а также содержит все необходимые показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика.
Кроме того, Заказчик установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что не лишает участников закупки обоснованно сформировать свои предложения, то есть документация об электронном аукционе содержит исчерпывающую информацию об объекте закупки.
Подтверждением чему является участие в электронном аукционе четырех участников закупки, каждым из которых сформировано предложение о цене контракта на основании документации, размещенной в составе аукционной документации.
Следует отметить, что частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе определено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако, в нарушение требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем к жалобе не приложены документы, подтверждающие обоснованность заявленного довода.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__.> |
Члены Комиссии <__.>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 октября 2021 г. N 011/06/64-815/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2021